Свято-Михайловский женский монастырь Печать

История создания храма.

По  упразднении Запорожской Сечи земли в причерноморских степях раздавались помещикам с целью плотного заселения. В 1861 году 5 тысяч десятин от Ольгополя до Ингула купил купец от I-ой гильдии Елисаветградской губернии Исидор Дурилин. В 1868 году он продал многочисленное имущество, оставил дела и поселился в глухой степи. В 1875 году Исидор основал хутор Пелагеевка, названный в честь жены.  Пелагея Дурилина родила мужу четырех сыновей, но во время последних родов скончалась. Возможно именно это стало причиной постройки храма. По завещанию отца сыновья  Андрей и Михаил получили во владение Пелагеевку с условием продать сельской общине землю и построить храм в честь святой Пелагеи. В 1896 году заложили фундамент трехпрестольного храма и через два года начали строительство. 19 августа 1904 года храм освятили.

95-летняя жительница села Матрена Тимофеевна Дрондель вспоминает:  «…гранит возили на подводах аж за 20 верст, с самого Воссиятского. Кирпич делали на месте возле брода, обжигали его в печах древесным углем и соломою, известь готовили рядом с церковью, в раствор добавляли куриные яйца, которые закупали в окрестных хуторах. За день больше шести рядов кирпича не клали… Помню привезли колокола. Самый большой -  85 пудов и 18 фунтов - было слышно за пятнадцать верст в Новом Буге. Роспись в храме делалась художниками из России, архитектора выписали с самой Германии, его в народе прозвали Консулом, по-русски он не понимал… Храм открыли в 1904 году на Спаса. Крест воздвиг Спиридон Лашкул. Когда он спустился вниз, то Михаил Исидорович дал ему 5 рублей золотом, и миряне дали, что могли. Потом трапеза сталась. Для нее из Николаева привезли вагон с хлебом, пивом и вином. Зарезали восемь быков…»

Храм получился величественным, высотой в 40 метров. 12 голубых башен, на которых красовались кресты с вмонтированными зеркалами, отражая солнечные лучи и сияя далеко вокруг, стали чудесным украшением края. Разные по высоте  барабаны поддерживали одинаковые купола с металлическими крестами, инкрустированными зеркалом. Декоративные шатровые крыши над притворами подчеркивали «русскость» архитектуры, добавляли воздуха тяжелому сооружению. 12 церковных колоколов, самый большой из которых весил 85 пудов 18 фунтов, оповещали далеко вокруг о появлении настоящего чуда. Современники часто сравнивают его с собором Василия блаженного. Царские врата и алтарь размером в 52 кв.м.  изготовили из мейсеновского фаянса.

При храме открыли церковно-приходскую школу, в 1906 году она приняла на обучение 52 мальчика и 20 девочек из соседних сел и хуторов.  Рядом построили дом для священника и причта. С северной стороны здания соорудили склеп, куда перенесли прах матери Пелагеи и сына Андрея, умершего в 1902 году. Со временем Свято-Михайловский храм перешел в епархиальное ведомство на балансе земства Херсонской губернии и стал полноправным приходом.

Первыми служителями стали: 34-летний священник, студент Одесской духовной семинарии Дмитрий Константинович Бойченко, псаломщик Антон Климович Лавренко и законоучитель церковно-приходской школы Григорий Бобровский. Они не получали казенной оплаты за труд, как в окрестных церквях, а жили от доходов 114 десятин церковной земли.

 

Советский период.

Церковный приход относительно благополучно пережил революцию и гражданскую войну, хотя в Пелагеевке побывали все: бандиты Маруси и Иванова, дезертиры Григорьева, повстанцы Махно, австрийцы и немцы, солдаты генерала Слащева и греческий полк петлюровского полковника Болана, - ни у кого не поднялась рука осквернить православный храм. Благодаря своей удаленности от промышленных центров и коммуникаций, храм не был разграблен в это смутное время.

 В 1924 году Одесский губадминотдел зарегистрировал «Православную при Архангело-Михайловской церкви с. Пелагеевки Привольнянского района религиозную общину». Учредители прихода вынуждены были дать «Подписку», которая датируется   архивным документом от 13 февраля 1925 года: «…беспрепятственно допускать уполномоченных губадминотдела НКВД  присутствовать на заседаниях по всем видам деятельности общества».

В нарушение всех договоренностей, власти эпизодически запрещали храмовые службы в воскресные и праздничные дни. Накладывали запреты на венчания, крестины и отпевания.

Осенью 1929 года поздно вечером в Пелагеевку  прибыли  трое уполномоченных в военной форме. Зашли в храм, вскрыли склеп, вытащили останки погребенных  во двор и разбросали их по всей территории. Через две недели в церковную ограду загнали бычков, конфискованных у куркулей местными комбедовцами и устроили скотный двор.

 В 1932 году настоятель церкви отслужил здесь последнюю службу. Имущество было разграблено, сняты 11 из 12 зеркальных крестов, вывезена ажурная металлическая ограда. Двести деревянных икон спалили за ненадобностью, из тканых икон и хоругвей пошили мешки для зерна. Кирпичную ограду полностью разобрали и вывезли для строительства конноплемзавода в Баратовку. В храме устроили зернохранилище, в правом пределе установили крупорушку. Когда крестьяне целыми селами вымирали от голода, территорию церкви охраняли от крестьян военные.

 В 1934 году местный союз безбожников добрался до Пелагеевского храма. Комсомольцы с кумачовыми бантами и транспарантами устроили показательный митинг-суд и предложили всем желающим селянам свалить кресты с куполов, пообещав добровольцам по 30 трудодней за каждый снятый крест. Желающих не нашлось. Пришлось все делать своими руками. 11 крестов удалось свалить, двенадцатый крест на колокольне оказался роковым. Двое пьяных активистов-безбожников упали с тридцатиметровой высоты и разбились. Этот крест стоит и по сей день. Совсем недавно, в начале 80-х, партийные начальники еще отворачивались от него, когда заезжали в село по делам. Несколько раз пытались уговорить местных умельцев за 50(!) рублей снять символ поповщины с купола, но… добровольцев не нашлось.

 Во время Великой Отечественной войны в здание попал снаряд, однако большого вреда не принёс. Устные предания рассказывают, что немцы решили взорвать храм и выстрелили в него из пушки. Снаряд попал внутрь храма, но не взорвался.

 Алтарь долгое время не трогали, но в 60-х туристы  стали растаскивать на сувениры фаянсовые киоты. По распоряжению партийных чиновников местные функционеры пытались соскоблить с алтарной части лики Божьей Матери, Архистратига Михаила, мученика Андрея Стратилата и преподобной Пелагеи .

 Очень долго не удавалось смыть изображения иконы двенадцати архангелов и четырех евангелистов в центральном куполе. Их пытались закоптить, потом забелить известью, но…ничего не получилось. Чудесным образом, лики святых стали проявляться с недавнего времени. Утрачены все колокола, подсвечники, три дарохранительницы и евангелия в серебряных окладах.

 В 80-х годах прошлого века храму был нанесен последний удар - разбили уникальный алтарь и растащили мейсеновский фарфор. Поруганный храм долгое время стоял заколоченный в полном забвении. Пионеры из летнего лагеря проникали в здание и рисовали на его стенах свои «иконы». Летучие мыши и бомжи облюбовали безлюдное место. Время от времени, случайные браконьеры заглядывали сюда, спасаясь от непогоды.

 

Возрождение монастыря.

В 1992 г. церковь была передана УПЦ. Первым священником, направленным архиепископом Василием, тогда Кировоградским и Николаевским (ныне покойным), был иер. Василий.

Вместе с прихожанами и школьниками Камьянской школы они расчистили заросли вокруг храма, убирали мусор внутри, чтобы можно было служить службу.

24 июля 1994 г. по ходатайству митрополита Питирима Николаевского и Вознесенского решением Священного Синода здесь был создан женский монастырь. Первые насельницы прибыли сюда 3 октября 1996 г., ими стали инокиня Стефанида (ныне игуменья Серафима) и послушница Людмила (ныне инокиня Любовь). Зияющими дырами забитых рубероидом и заложенных камнями окон, через которые залетали стаи голубей и воробьев, простреленными ржавыми куполами, единственным, и то наклонившимся крестом, крестом на колокольне - таким их встречал храм.

По благословению епископа Питирима уже с 14 октября (день Покрова Божией Матери) в монастыре затеплилась лампада ежедневной службы. Так сама Пречистая взяла под свой омофор созидающуюся обитель.

Нелегкими были первые годы  становления: нетопленные кельи, скудная еда, нехватка самого необходимого.

Однако, постепенно жизнь налаживалась. По благословению Владыки, который по-отцовски печется духовной жизнью монашествующих, проявляет большую заботу о благоустройстве монастыря и всей его деятельности, уже летом 1997 г. подвели воду, а к началу зимы сделали отопление в келиях.

В течение 1998 г. восстановлен бывший конный двор и в монастыре появились свои коровы и птица. Постепенно очищали сестры территорию от мусора, обрабатывали огороды, насадили сад. Восстановлена церковная ограда, построены новые кельи, гостиница для паломников. Отремонтирована кровля, заново воссоздается внутреннее убранство храма.

Подкрепление и неоскудевающую свою милость послала Царица Небесная весной 2000 г. От Владимирской иконы Божией Матери начало истекать миро. Теперь каждый год, по благословению архиепископа Питирима 6 июля этот праздник торжественно празднуется в обители и Пречистая Богородица посылает исцеления всем, с верою притекающим к ней.

А в следующем, 2001 г., на страстной седмице начала обновляться икона Спасителя «Живоносный источник».

Возвратились в храм икона Федоровской Божией Матери и икона пророка Ильи, св. равноапостольной Марии Магдалины и великомученицы Варвары, пишутся новые.

 

Современность.

Сейчас в монастыре 20 насельниц. Монастырь имеет 90 га земли, в хозяйстве есть коровы, лошадь, куры, гуси. Есть сад, огород пасека.

Жизнь монашествующих наполнена молитвой и трудом, и протекает в духе сестринской любви и смирения. После утреннего богослужения каждая сестра идет на свое послушание -  труд соединенный с отсечением собственной воли и молитвой, необходимый для спасения души.  Поэтому все в обители совершается с ведома и благословения настоятельницы. Послушания распределяются по силам и способностям каждой из сестер. Кто-то исполняет послушание церковного пения и чтения. Кто-то занимается рукоделием, уборкой храма, трудится на огороде и в саду, на пасеке, на кухне и скотном дворе. Кто-то несет послушание на пекарне, просфорне, принимает и обслуживает паломников.

За последние годы монастырь обнесен новой оградой, отреставрирован келейный корпус. К столетию храма с помощью епархии и благотворителей восстановлена колокольня, отреставрирован и водружен на свое место единственный оставшийся крест. Он, как и сто лет назад, сверкает зеркалами на всю степную округу.

Так как во всей своей истории монастыри проводили не только молитвенную и трудовую деятельность, но и были источниками культуры, медицины, благотворительности, в обители по благословению Владыки каждые летние каникулы организуется лагерь труда и отдыха для детей воскресных школ г. Николаева. Поддерживается связь с Новобугской школой-интернатом, Баратовским домом престарелых.

В монастыре каждодневно совершаются службы, читается неусыпаемый псалтырь, служатся заказные молебны, акафисты, панихиды.

В последнее время помощь  благотворителей расширяется. 1 августа 2006 года, на день преподобного Серафима Саровского, прошли установка и освещение четырех золотых куполов. Установлены кресты в зеркальной инкрустации, точные копий первоначальных.

15 января 2012 г. был освящен теплый храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. К храму примыкает жилой корпус, освященный 30 октября 2011 года.

Когда журналисты пытались вынудить  Владыку Питирима озвучить имена жертвователей и организаций-благотворителей, он спокойно ответил: «Люди помогают».

Люди, действительно, помогают. Никто не хочет говорить о мотивах своих поступков. Дорога к храму очень интимное дело. Первые признаки изменения глубинных  пластов духовной жизни народа проявляются пока таким образом. Как будет дальше – жизнь покажет. А пока, с помощью Божией, молитвами Владыки, трудами насельниц, благотворительностью людей доброй воли и восстает из руин храм.

 

Иконы, святыни

Свято-Михайловский храм имеет три придела:

Святого Архистратига Михаила, Преподобной Пелагеи и Мученика Андрея Стратилата.

Весной 2000 г. и в 2004 г. мироточила Владимирская икона Божией Матери. Теперь каждый год, по благословению архиепископа Питирима 6 июля этот праздник торжественно празднуется в обители и Пречистая Богородица посылает исцеления всем, с верою притекающим к ней.  Происходили случаи божественного исцеления прихожан, которые избавились от страшных заболеваний – трофической язвы и рака.

В 2001 г., на страстной седмице начала обновляться икона Спасителя «Живоносный источник».

Икона XVI столетия с изображением страданий Иисуса Христа, поврежденная временем, начала проявлять раньше не видимые для человеческого глаза детали рисунка.

В храм возвратились икона Федоровской Божией Матери и икона пророка Ильи, св. равноапостольной Марии Магдалины и великомученицы Варвары, пишутся новые.

Исторический очерк о Пелагеевском монастыре...

История земель, на которых построен храм...

Святые, в честь которых освящены пределы...

Фотографии монастыря...

Слайдшоу...

Паломничество Воскресной школы Свято-Успенского храма (мкрн Терновка) в Пелагеевку.