Статьи
Подвижники благочестия о новостях, интернете, компьютерах |
Преподобный Силуан Афонский «Газеты пишут не о людях, а о событиях, и то неверно; они приводят ум в смущение, и правды из них все равно не узнаешь, а молитва очищает ум, и он лучше видит все». *** «Кто хочет чисто молиться, тот не должен знать никаких газетных новостей, не должен читать плохих книг или любопытно знать что-либо из жизни других. Все это приносит в ум много нечистых мыслей, и когда человек хочет в них разобраться, то они все больше и больше запутывают и томят душу». *** «Многие любят читать хорошие книги, и это хорошо, но лучше всего молиться, а кто читает плохие книги или газеты, тот наказуется голодом души; душа его голодная, потому что пища души и наслаждение ее — в Боге». (Подробнее о преподобном - в конце статьи.) Святитель Тихон Задонский «Неблагодарны и несмысленны те ... у которых нет времени читать Божие слово, а есть время читать забавные книжки; которые стараются узнать, что делается в Италии, в Риме, в Азии, в Африке и прочих местах, а не хотят из слова Божия познавать, что в душах их делается и к какому они концу идут, к вечной жизни или вечному мучению, что без сомнения есть признак заблудшей души». Преподобный Паисий Святогорец «Ни романы, ни газеты, ни телевизор не помогают в духовной жизни. Даже духовные журналы часто приносят христианам вред, возбуждая глупую ревность и вызывая смущение. Будьте внимательны: не читайте в свободное время лишнего». *** «Чем больше кто-то узнает, тем большую он несет ответственность. Я не говорю, что не надо читать, чтобы не знать много и не быть [за это] ответственным. Такое отношение к чтению было бы лукавством. Я имею в виду то, что не следует читать лишь для того, чтобы получать удовольствие». *** «Журналисты, политики — они ведь люди умные, но многие из них, не имея освященного ума, вместе с умными вещами говорят глупости. Страшные глупости морозят они от большого ума!». *** «Допустим, кому-то вздумается обманом приобрести земельное угодье. Он скажет, что оно якобы принадлежало его дедушке или что сам он когда-то арендовал эту землю под пастбище. Попробуй разберись! А потом представители властей скажут: "К сожалению, контролировать их мы не можем. Контроль может осуществляться только с помощью компьютера". И они приступят к запечатлению. В компьютере будет высвечиваться, запечатлен ли ты, и в зависимости от этого тебя станут или не станут обслуживать». «Родители должны и жить по‐христиански, и следить за своим поведением, потому что дети с малого возраста, когда они еще даже не говорят, начинают, как компьютер, «записывать» всё, что видят и слышат в доме. И если дети видят отца и мать своих дерущимися, ссорящимися, оскорбляющими друг друга, ведущими плохие разговоры, то они, как чистые кассеты, «записывают» всё это в себе и, когда придут в возраст, сами того не желая - наследовав от родителей все страстные состояния, - начинают и браниться, и оскорблять ближних своих теми же речами, которые слышали от родителей».
Крест на вершине Афона Игумен монастыря святого Павла архимандрит Парфений (Мурелатос) «Интернет сам по себе – вещь хорошая. Но пользу он приносит немногим, а вред – огромному числу людей. Современные технологии застали нас врасплох, поработили и мы стали похожи на птичье перо, которое ветер носит куда ему заблагорассудится». Иеромонах Григорий (духовник Кутлумушской кельи Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, Святая Гора Афон «Надо быть осторожными. Особенно с интернетом. Мы (духовники) видим сколько благочестивых христиан впадают посредством его использования в очень серьёзные прегрешения». Насельник монастыря Григориат иеромонах Лука «Мобильные телефоны и интернет не случайно особенно опасны для монахов. Именно эти технические достижения часто приводят к рассеянности ума. А подобное состояние совершенно несовместимо с целями иноческой жизни. Ведь согласно учению Святых отцов, монах через молитву и подвижническую жизнь призван стяжать свой ум в сердце». *** «Если есть благословение игумена и осторожность самого монаха, которому поручено послушание что-то найти или сделать в интернете – работа в сети возможна. Но в нашем монастыре интернета нет. Наш игумен [архимандрит Георгий (Капсанис)] не благословил его использование. Слишком велика опасность, которой подвергается каждый пользователь сети. Много монахов не смогли противостоять этому искушению». *** «Очевидно, что погружение во «всемирную паутину» приводит к рассеянности ума. Прежде всего опасно многочасовое путешествие по пространствам интернета без какой-то конкретной цели... Прежде чем начать работу в сети, надо поставить себе конкретные задачи, которые необходимо решить и не отклоняться от них в ту или иную сторону». Использована информация сайта «Православное наследие Украины на Святой горе Афон» (athos-ukraine.com)
А также статья о святителе Тихоне Задонском в августовском выпуске за 2017 год Дополнительная информация о преподобном Силуане Афонском. Святой жил на рубеже XIX-XX веков, сохранились его прижизненные фотографии. Это был обыкновенный крестьянин, недолго учившийся в сельской школе, живший, как все - работал, гулял с девушками, дрался, однажды даже чуть не убил человека, служил в армии. А в 26 лет уехал на Афон, чтобы остаться там до самой смерти. И там, рассказывает старец, ему явился живой Христос... Это был момент, перевернувший жизнь преподобного и сделавшего всю ее стремлением к Богу. Кто-то из святых известен милосердием, кто-то даром слова... Преподобного Силуана помнят за то, что он любил Бога на пределе человеческих сил и тосковал о Нем. «Тоскует душа моя по Тебе, Господи, и слезно ищу Тебя», - нередко так он прерывал свои записи. К нему тянулись необразованные и образованные, миряне и священники, и всегда оставались под впечатлением от этого человека. Подвижник умер в 1938 году, после болезни. Умер так тихо, что этого не заметили те, кто лежал рядом с ним в больнице. В 1987 году канонизирован в лике святых. У нас остались его поучения, молитвы, псалмы и биография, которую написал его близкий друг. Читая эти записи поражаешься величию духовных даров старца. Отец Силуан не интересовался внешней жизнью и ее новостями. Преподобный имел только два класса школы за плечами, восполняя недостаток образования постоянным чтением Писания и творениями святых отцов, однако к нему приезжали советоваться и епископы, и представители интеллигенции. Однажды приехал некий иностранец, который был настолько поражен встречей со старцем, что решил некоторое время пожить в монастыре. Один из монахов, образованный и начитанный, не выдержал и спросил гостя: «Не понимаю, почему вы, академики, ученые, ходите к этому безграмотному мужику?» «Чтобы понять отца Силуана, надо быть академиком», - ответил иностранец. *** «Брат наш есть жизнь наша», - говорил старец Силуан. Он искренне почитал людей, никогда ни над кем не насмехался, не подшучивал, был очень простой в общении, мягкий, но в то же время - человек несгибаемой воли, мужества, твердый там, где твердость была необходима. Однажды к нему на беседу пришел монах-пустынник. Речь зашла о безбожниках, и пустынник говорил: «Бог накажет всех их! Они будут гореть в вечном огне». На это отец Силуан ответил с волнением: «Ну, скажи мне, пожалуйста, если посадят тебя в рай и ты будешь оттуда видеть, как кто-то горит в адском огне, будешь ли ты покоен?» «А что поделаешь, сами виноваты», - сказал монах. «Любовь не может этого понести... - печально сказал преподобный. - Нужно молиться за всех». *** И это были не просто слова, но сама его жизнь. Старец писал: "Я мерзкий, Господь это знает, но я люблю душу свою смирять и любить ближнего моего, хотя он и обидел меня чем. Я всегда молю Господа, чтобы Он, Милостивый, дал мне любить врагов, и я милосердием Божиим испытал, что есть любовь Божия и любить ближнего, и прошу у Господа любви день и ночь, и Господь дает мне слезы плакать за весь мир". «Молю Тебя, милостивый Господи, да познают Тебя Духом Святым все народы земли» - так обращался к Богу святой. *** Духовник рассказал что-то прочитанное им в газете и, обратившись к Старцу Силуану, спросил: - А Вы, отец Силуан, что скажете по этому поводу? - Я, батюшка, не люблю газет и газетных новостей,- ответил он. - Почему так? - Потому что чтение газет омрачает ум и мешает чисто молиться. - Странно,- говорит духовник.- По моему, наоборот, газеты помогают молиться. Живем мы здесь в пустыне, ничего не видим, и так душа постепенно забывает о мире, замыкается в себе, и молитва от этого слабеет... Я когда читаю газеты, то вижу, как живет мир и как страдают люди, и от этого у меня появляется желание молиться. Тогда служу ли я Литургию, молюсь ли у себя в келлии, я от души прошу Бога за людей и за мир. - Душа, когда молится за мир, без газет лучше знает, как скорбит вся земля, знает она и какие нужды есть у людей, и жалеет их. *** Вот еще одно мнение Старца об информации, дошедшее до нас: «Не должно быть любопытным; не нужно читать ни газет, ни мирских книг, которые опустошают душу и приносят уныние и смущение. Не осуждай других, потому что часто случается, что не зная человека, говорят о нем плохо, а он по уму подобен ангелам». |