19.05.2019 Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленом Печать

Вечером 18 мая, накануне дня памяти праведного Иова Многострадального и преподобного Иова Почаевского, митрополит Николаевский и Очаковский Питирим возглавил всенощное бдение в Свято-Екатерининском приходе г. Николаева, где нижний храм освящен в честь преподобного Иова Почаевского. В день праздника в этом же храме Правящий Архиерей совершил Божественную литургию, молебен и крестный ход.

Архипастырю сослужили благочинный Городского округа архимандрит Варнава (Гладун), настоятель храма протоиерей Игорь Голуб и духовенство епархии.

01
01
02
02
03
03
04
04
05
05
06
06
07
07
08
08
09
09
10
10
11
11
12
12
13
13
14
14
15
15
16
16
17
17
18
18
19
19
20
20
21
21
22
22
23
23
24
24
25
25
26
26

Пчела Почаевская

Сохранился изборник назидательных поучений и статей составленных и списанных преподобным Иовом, игуменом Лавры Почаевской (1581–1651 г.). Он был издан в переводе с славянского на русский язык по собственноручной рукописи преподобного, под редакцией профессора Киевской Духовной Академии Н. И. Петрова. Книга получила название "Пчела Почаевская".

В рукописи преподобного Иова Почаевского можно различать следующие отделы или группы назидательных статей: 1) жития, сказания и слова на неподвижные праздники и нарочитые дни церковного года; 2) выписки из Патериков и особенно из «Лествицы» преподобного Иоанна Синайского ; 3) Слова и беседы на страстную и светлую седмицы и на некоторые подвижные праздники и нарочитые дни церковного года и 4) выписки из разных книг, заметки и коротенькие поучения различного содержания и на разные случаи.

Значительное количество собранных святоотеческих текстов принадлежит святителю Иоанну Златоусту. Например: Слово Святого Иоанна Златоустого в неделю ваий, Во вторник страстной недели слово Иоанна Златоустого о десяти девах, В четверток великий слово Иоанна Златоустого о предании Господни, и о Пасце, и о причащении, выписка из слова Златоустого о покаянии и Ахаве царе, и о пророке Ионе.

Главное достоинство рукописного сборника преподобного Иова состоит в том, что этот сборник не есть бесцельный свод выписок из попадавшихся преподобному Иову книг, а отражает на себе характер личности преподобного Иова и его эпохи. И переписанные, и компилятивные, и подражательные статьи книги преподобного Иова указывают и определяют тот круг воззрений и понятий, в коем вращался ум преподобного Иова и воспитывалась его нравственная природа. С другой стороны, состав книги преподобного Иова предполагает собою известный выбор, из различных источников такого назидательного материала, который, соответствуя личному настроению и вкусам преподобного, вместе с тем имел более или менее прямое и близкое отношение к обстоятельствам места и времени жизни преподобного Иова. В этом случае, выбор преподобным Иовом назидательных статей для своей книги обнаруживает в нем определенные цели, известное направление и самостоятельную мысль, ставящую преподобного Иова, даже в заимствованных им статьях, на один уровень с самостоятельными проповедниками слова Божия. В древней византийской духовной литературе известен целый ряд сборников, называемых «Пчелами», которые собирали мед духовной мудрости из разных источников и пользовались чужими изречениями для выражения своей собственной основной мысли или идеи и ее подробностей. К числу таких «Пчел» можно отнести и рукописный сборник преподобного Иова, имеющий, несмотря на заимствования, своеобразный основной характер.

Личность преподобного Иова Почаевского представляет из себя цельный, строго выдержанный и верный самому себе характер, в котором знание и поступки, слово и дело, не шли врознь, не противоречили одни другими, а образовали одно стройное гармоническое целое. Вследствие этого, преподобный Иов с одной стороны старался усвоить и осуществить в своей богоугодной жизни высочайшие образцы, представляемые священным писанием и святоотеческими и подвижническими творениями; с другой, воспитав на этих образцах своего внутреннего человека, он выбирал, затем, из массы книжного учения то, что наиболее соответствовало его нравственной природе и потребностям места и времени.

Книжное обучение и первоначальное знакомство преподобного Иова с высочайшими образцами богоугодной жизни нужно отнести к самому раннему возрасту жизни преподобного, может быть еще в доме родительском; иначе, трудно объяснить себе раннюю решимость проп. Иова оставить мир и поступить в монастырь и быстрые успехи его в иноческих подвигах. «Ибо,–как говорит жизнеописатель его Досифей, – десятолетен точию сущи отрочищ, презельне сердцем горяше в иноческом житии уединен Христови работати. По мале же, уклоншися от очию любимых себе родителей, достиже монастыря Преображения Господа нашего Иисуса Христа Угорницкаго, идеже моли игумена, дабы поне мал час возмогл братии послужити. Игумен же прозорлив cий, провидя в нем имущую быти Божию силу, прият его любезно и, многою духовною беседою поучив отрока, вдаде его екклесиарху, да навыкнет послушанию церковному; но он, недоволен единым послушанием, всяческими услугами приличными коемуждо от иноков богоугодне труждающихся добре угождаше. Его же видящи игумен добрыя нравы, кротость и глубокое смирение, по согласию братии возложи нань иноческий чин во второеиадесятое лето возраста его. И бысть инок зело искусен не тако леты, яко добродетельми преукрашен, живый аки ангел посреде братии; зане всем на позор и пользу бяше, день бо от дне в глубочайшая добродетели поступая».

Какими высокими образцами богоугодной жизни вдохновлялся преподобный Иов при избрании подвижнической жизни и при первоначальных подвигах, на это отчасти указывают жизнеописатель преподобного Досифей и сама рукопись преподобного Иова. Досифей прямо говорит, что преподобный Иов, «ревнуя тезоименитому себе Предтечи святому Иоанну, Аще и мал возрастом, но совершен разумом, презельне сердцем горяше в иноческом житии уединен Христови работати». ... Кроме Предтечи, в рукописи преподобного Иова изображены и другие высокие образцы подвижнической жизни, именно – в Лествице преподобного Иоанна Синайского и в житиях преподобных Саввы Освященного и Иоанна Дамаскина, и некоторые факты из жизни этих древних подвижников восточной церкви имеют замечательную параллель и сходство с соответствующими фактами в жизни самого преподобного Иова. И если эти аскетические и aгиографические произведения византийской литературы, например житие преподобного Иоанна Дамаскина, вдохновляют даже современных наших русских поэтов и композиторов; то тем более они должны были вдохновить преподобного Иова и возбудить к подражанию высоким образцам древнего подвижничества. Преподобный Иов удалился от миpa на одиннадцатом году своего возраста, подобно тому, как преподобный Савва Освященный удалился в монастырь Флавианы на восьмом году своей жизни и Иоанн Лествичник отрекся от миpa 15-летним юношей, и оказывал такое же послушание братии, какое гораздо раньше его оказывали Савва Освященный и Иоанн Дамаскин. О преп Савве, когда он в отроческом возрасте жил в монастыре Флавианах, жизнеописатель его Кирилл Скифопольский говорит следующее: «Он (Савва) получил силу свыше и предался воздержанию, поскольку оно обуздывает злые помыслы и прогоняет тяжесть сна. При воздержании он трудился и телесно, ибо помнил слова Давида, который взывал к Богу: виждь смиpeниe мое и труд мой и остави вся грехи моя (Пс.24:18). Почему со всяким смирением и ревностью душу свою очищал постом, а тело изнурял трудом до изнеможения, и имея в упомянутом монастыре Флавианах 60 или 70 сподвижников, всех превзошел смирением, послушанием и благочестивыми трудами». Точно также и преподобный Иов, по сказанию Досифея, живя в Угорницком монастыре, услуживал братии, отличался добрыми нравами, кротостию и глубоким смирением «и бысть инок зело искусен не тако леты, яко добродетельми преукрашен, живый аки ангел посреде братии; зане всем на позор и пользу бяше, день бо от дне в глубочайшая добродетели поступая». Иеромонах Досифей говорит также, что преподобный Иов подражал в своей жизни многострадальному Иову, имя которого он принял в монашестве. «Не именем токмо, – говорить Досиеей, – но и самою вещию многоболезненному оному в ветхом завете Иову блаженнейший отец наш Иов не точию уподобися, но паче реку во всех жития противностех далече превзыйде. Тому бо попущением Божиим скорбь от скорби, болезни от болезней раждахуся; сей же самоизвольне от юности жесточайшаго жития преходяще степени, нещадно томяшеся» от измождения плоти «согнися тело его и даже отъ костей отпадаше». Это было нарочитое, преднамеренное подражание многострадальному Иову. Следы воспроизведения древних высоких образцов подвижничества в жизни преподобного Иова Почаевского можно видеть также в рассказах иеромонаха Досифея о дневных трудах преподобного Иова, о постоянном повторении им молитвы Иисусовой, о его всенощных молитвах и пещерных подвигах, о его поступке с человеком, кравшим монастырскую пшеницу, которому преподобный Иов помог поднять накраденное, и проч. Все это – черты, более или менее известные из истории подвижничества древних пустынножителей, которые преподобный Иов усвоил себе путем книжного чтения и старался воспроизвести и воплотить в своей жизни. Достаточно пока указать на то, что один египетский пустынник, именно авва Макарий, заставши вора в своей келлии, не только не воспрепятствовал ему красть, но и помог ему поднять на свои плечи накраденное, точно так же, как поступил и преподобный Иов с вором, застигнутым им на гумне монастырском.

Таким образом, знание и жизнь согласовались между собою у преподобного Иова и образовали в нем цельный характер, верный самому себе. А такия цельные натуры одни лишь и могут производить и всегда производили неотразимое впечатление на современников, увлекая их следовать за собой. Даже и без видимой, формальной власти, они всегда властвовали над умами и сердцами своих современников. Поэтому неудивительно, что и преподобный Иов Почаевский, где бы он ни являлся, везде возвышался над окружавшими его людьми, служил примером иноческой жизни и, против собственной воли, оказывался духовным вождем других, возвышая вместе с собою и окружающих его современников и собственною жизнью, и словом назидания. А иже сотворит и научит, сей велий наречется в царствии небесном (Мф.5:19). Еще находясь в Угорницком монастыре в звании простого инока и затем иеромонаха, преподобный Иов жил как ангел среди братии, был всем на позор и пользу и приобрел громкую известность в той области, так что, по словам Досифея, «многии и нарочитии вельможи страны тоя ради душевныя пользы к нему притекаху».