27.11.2019 Празднование памяти святого апостола Филиппа Печать

27 ноября, в день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, митрополит Николаевский и Очаковский Питирим совершил Божественную литургию в кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы в сослужении духовенства храма.

В слове к верующим архипастырь отметил, что Рождественский пост постепенно усиливается и заканчивается кутей в последний день. Некоторые в этот день перед наступлением Рождества Христова вообще не едят. "Дай Боже, чтобы мы постились. И это будет характеристикой того, что мы трудимся над спасением своей души" - пожелал Правящий Архиерей присутствующим. Также он процитировал слова 142 псалма: "Скажи мне, Господи, путь воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву." Митрополит Питирим отметил, что каждый человек должен стремиться исполнять волю Божию как это делал святой апостол Филипп.





Преподобный Ефрем Сирин о посте.

Не почитай для себя тягостным поста, потому что он препровождает тебя к вечному веселью.

***

До крайности простертый пост и пресыщение пищею предосудительны, потому что и далеко простертое воздержание, и наполнение себя пищею одинаково худы. Одно делает подвижника бессильным и совершенно неспособным к деятельности; а другое через меру возбуждает плотские страсти и воздвигает сильную брань на душу.

В самой крайней степени страсти всего лучше совершенное и строгое воздержание. А под крайней степенью страсти разумеется не самый грех, но греховное движение, расположение ко греху и усилие, и как бы пожелание сделать грех. Итак, когда пожелание, по-видимому, совершенно берет верх, тогда спасительно строгое и во всем точное воздержание. Когда страсть высится, тогда да будет усилен божественный голод, но да соразмеряется оный с силами объемлемого страстью, потому что такую страсть исцелит только продолжительный труд. С усилением греха да увеличивается божественный голод, то есть пост; впрочем, да наблюдается в оном соразмерность с крепостью согрешившего, потому что сильнейшие грехи требуют для исцеления более долговременных трудов.

***

Итак, у кого в сердце есть лживость, ненависть и осуждение, тот пусть очистит прежде душу свою, и тогда уже приходит, и постится, и молится. Кто к брату своему расположен враждебно, ненавидит его и ругается над ним, тот примирись сперва с братом и прости его; тогда уже может он приближаться ко Господу. Кто хочет предстать Богу, тот должен наперед оставить брату долг его, только такового пост и молитва угодны Богу...

Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой. Если брату своему, на которого за что-нибудь прогневан, не оставляешь долга его, то совершенно напрасно постишься и молишься; Бог не приимет тебя. Для чего умерщвляешь тело свое постом, томишь душу свою голодом и жаждой, если не приемлешь с любовью брата своего, против которого во внутренности своей имеешь гнев и ненависть? Ни молитва твоя, ни пост твой нимало не помогут тебе, пока не сделаешься совершенным в любви и уповании веры. Кто питает в себе гнев, вражду, ненависть и раздор, тот враг Божий, тот друг лукавому сатане!

Преподобный Ефрем Сирин о посте.