1.05.2021 Великая Суббота - вершина Страстной Седмицы Печать

1 мая, в Великую Субботу, митрополит Николаевский и Очаковский Питирим в сослужении духовенства храма совершил вечерню с чтением паримий и Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы.


Напрасно, стража, охраняешь гроб:
Могила не удержит Самобытной Жизни.

Святая Четыредесятница превосходит все остальные дни в году; но больше ее Великая седмица, а из дней Великой седмицы наибольший – великая сия и Святая суббота. В этот день мы празднуем погребение Божественного тела и сошествие в ад Господа, Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, благодаря чему род наш, призванный от тления, перешел к вечной жизни. (Синаксарь)

06
06
07
07
08
08
09
09
10
10
11
11
12
12


Толкования на Евангелие в Великую Субботу

На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать (Mф. 27, 62-66)

"Видишь ли, как они против своей воли стараются об истине? Сами пришли, сами просили, сами запечатали вместе с стражею, чтобы таким образом быть обвинителями и обличителями самих себя. В самом деле, когда ученики могли бы украсть? В субботу? И притом, как? В субботу не позволялось и выходить. Если же преступили и закон, то как эти столь робкие люди осмелились бы пойти? Как притом могли убедить народ? Что они могли говорить, что делать? Что за ревность побуждала их стоять за мертвеца? Какой ожидали награды? Какой почести? И от живого, когда только Он задержан был, они убежали; а после смерти могли ли бы дерзать за Него, если бы Он не воскрес?" (Святитель Иоанн Златоуст).

"Вот еще одно доказательство того, что тело Иисуса Христа на самом деле было мертвым. Фарисеи и первосвященники мудровали в своих лукавых разумах: мы убили, уничтожили Иисуса Христа; от Него осталось еще мертвое тело; ученики Его разбежались от Него; пусть мертвое тело Его еще начнет разлагаться в гробу, и тогда все, принадлежащее Иисусу Христу, будет мертвым навсегда. Поэтому надо охранять гроб, в котором лежит мертвое тело, запечатать его и поставить стражу. Если мы этого не сделаем, ученики могут украсть тело Его и сказать народу: воскрес из мертвых... И они пошли, и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать". (Преподобный Иустин Челийский).

Субботу не называет субботою, потому что, судя по злобе иудеев, она и не была субботою. В то время как закон повелевал, чтобы в день субботы никто не двинулся с места своего,- беззаконные иудеи собираются к иноплеменнику Пилату, вместо законного собрания. Они вследствие своей злобы побуждаются прийти к Пилату и утвердить гроб, однако это было по Божию промышлению, дабы воскресение совершилось при свидетелях - врагах - и тогда, когда гроб был запечатан и охраняем. (Блаженный Феофилакт Болгарский).



Мученик Лонгин Сотник - свидетель воскресения Христова

Три Евангелиста: Матфей, Марк и Лука нам свидетельствуют об уверовавшем во Христа сотнике Лонгине. Церковное предание нам повествует и то, что Лонгин был тем воином, который пронзил копьём ребра распятому Господу Иисусу Христу и от истекшей крови и воды исцелился от глазной болезни, а так же он был тем воином, который находился среди стражи, приставленной ко Гробу с животворящим Телом Иисуса Христа. Лонгин стал свидетелем, а затем и проповедником Воскресения Христова. От предложения иудеев и Пилата в виде денежного вознаграждения, взамен на сокрытия факта воскресения Иисуса Христа, Лонгин отказался. Не захотел утаить чуда Воскресения и тем самым вызвал ненависть иудеев и Пилата.

События эти происходили в 33 году по Рождестве Христовом. Лонгин открыто проповедовал о Христе, и о том, что он, Лонгин, был самовидцем животворящей смерти Христа и Воскресения Его. В скором времени Лонгин крестился от апостолов и ушел из Иерусалима. Вернулся он в Каппадокию на свою родину, поселился в селении своего отца и стал вести уединенную жизнь, пребывая в посте и молитве.

Иудеи и Пилат написали письмо тогдашнему римскому императору Тиверию. В нем говорилось, что Лонгин отвергнул своё воинское звание, отказался от подчинении римской власти и проповедует народу о другом Царе. Письмо было подкреплено золотыми монетами в расчете на ответ со смертным приговором. Ответ пришел, как и желали иудеи с Пилатом, с повелением предать Лонгина смертной казни за измену кесарю.

Посланные воины направились в Каппадокию исполнять приговор. Им так же было поручено умертвить и двух воинов, бывших с Лонгином сотником. Которые, последовав его примеру, оставили службу, удалились с ним и проповедовали Христа. Прибыв в Кападокию, воины встретили Лонгина, но не знали, что это тот, кого они ищут. Господь открыл Лонгину, кто эти воины и для чего они пришли. Лонгин пригласил воинов в свой дом, накормил их обильным обедом и предложил отдохнуть от трудов проделанного пути. Воины, насытившись и тронутые таким хорошим приемом, поделились с хозяином о цели своего прихода в эти места. Лонгин уложил гостей спать, позвал к себе двух друзей, своих соратников и рассказал им, зачем пришли к нему воины. Друзья были единодушны с Лонгином, всю ночь они втроём провели в молитве, готовясь принять мученический венец. Утром Лонгин объявил воинам, что он и его друзья являются теми, кого они ищут. Посланные воины удивились и не хотели умерщвлять своего благодетеля, но Лонгин настоял на исполнении отданного воинам приказа, говоря, что они ни чем иным не могут его отблагодарить лучше, как только исполнив то, зачем пришли. Мученик Христов преклонил голову и был усечён мечём, так же и его сподвижники.