12.07.2021 Память святых первоверховных апостолов Петра и Павла Печать

12 июля, в день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, митрополит Николавский и Очаковский Питирим совершил Божественную литургию в Свято-Петропавловском храме микрорайона Матвеевка. Правящему Архиерею сослужили протоиерей Валерий Голуб, благочинный Новоодесского округа протоиерей Владимир Сопига, настоятель храма протоиерей Виталий Парасич и духовенство епархии. После богослужения был совершен крестный ход.




01
01
02
02
03
03
04
04
05
05

Святые об апостоле Павле: слова из разных эпох.


XIX - XX в. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

"... почему первоверховным признается и святой апостол Павел? Он не был одним из 12 избранников Христовых, не был даже учеником Его при жизни Его, а теперь по достоинству, по величию причтен к святому первоверховному апостолу Петру. Разве не было у Господа Иисуса любимого ученика Иоанна, который на Тайной вечери возлежал на груди Его? Не брал ли его вместе с Петром и Иаковом на гору Фаворскую? Не взял ли этих трех апостолов с Собой, когда до кровавого пота молился в саду Гефсиманском? Конечно, не смеем говорить о том, что чувствовал и думал Господь Иисус, не смеем отвечать за Него, но некоторые догадки можем мы строить, в этом не будет никакого греха...Когда убивали первомученика Стефана, Павел стерег одежды убивавших и одобрял убийство Стефана. Он испросил у синедриона грамоту, разрешавшую ему везде и всюду выискивать христиан, арестовывать, вязать, заключать в тюрьмы и убивать их. И вот, получив эту грамоту, шел он со своими спутниками в Дамаск, чтобы там учинить кровавую расправу над христианами. И вдруг на пути осиял его свет с неба, свет, какого не бывает никогда на земле.В страхе и трепете упал Савл на землю и услышал слова Иисуса: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? Я Иисус, Которого ты гонишь; трудно тебе идти против рожна». Он спросил с трепетом: «Господи, что повелишь мне делать?» Господь Иисус ответил ему: «Встань и иди в город, и сказано будет тебе, что тебе надобно делать» (Деян. 9, 4–6).Встал с земли Савл, но был слеп: свет Христов ослепил его очи. Взяли его за руку и повели в Дамаск, и три дня был он слеп, три дня не ел, не пил. Три дня потрясалась душа его воспоминанием о божественном явлении. Три дня душа его пылала слезным и молитвенным покаянием.Уже этого одного столь чудесного призвания достаточно было бы для нас, чтобы с великим уважением и любовью отнестись к святому апостолу Павлу. Его назвала первоверховным, поставила наряду с апостолом Петром Святая Церковь. Но чем руководствовалась при этом она, произволом ли своим? Конечно, нет. Она руководствовалась Святым Писанием – посланиями самого апостола Павла, которые так святы, так насыщены Божественной благодатью, так глубоки по содержанию, что называют его вторым основателем христианства после Господа Иисуса Христа.

Читать подробнее...


XVII-XVIII вв. Святитель Димитрий Ростовский

Святой Димитрий отмечает, что Савл ненавидел святых Апостолов, издевался над Варнавою до своего обращения. А после него "Савл более и более укреплялся в вере и приводил в замешательство иудеев, живущих в Дамаске, доказывая им, что Сей есть Христос (т.е. обетованный Мессия). Иудеи наконец воспылали на него гневом, согласились убить его и сторожили у ворот городских день и ночь, чтобы он не убежал от них. Ученики же Христовы, бывшие в Дамаске с Ананием, узнавши о совещании иудеев, решивших убить Павла, взяли его и ночью в корзине спустили из окна дома, примыкавшего к городской стене. Он же, вышедши из Дамаска, не тотчас направился к Иерусалиму, но прежде пошел в Аравию, как сам о том пишет в послании к Галатам: «Я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром» (Гал.1:16–18).Пришедши же в Иерусалим, Павел святой старался присоединиться к ученикам Господа, но те опасались сего, не веря, что и он уже ученик Господень. Святой же Апостол Варнава, увидев его и убедившись в обращении его ко Христу, обрадовался и, взяв его за руку, привел к Апостолам, и Павел рассказал им, как он на пути видел Господа, и что сказал ему Господь, и как он – Павел – в Дамаске смело проповедовал во имя Иисуса. И святые Апостолы исполнились радости и прославили Господа Христа. Павел же святой и в Иерусалиме о имени Господа Иисуса состязался с иудеями и еллинистами и доказывал им, что Иисус есть предсказанный пророками Христос."

Читать подробнее...


XV-XVI вв  преподобный Максим Грек (Триволис)

"Воспой, душе! Божественых апостол Петра и Павла, в прочих верховныя и первопрестолныя, добростоящия звезды церкви Христове, иже от мерзостныя прелести идольскыя и служения бесовом, к благочестия и истины свету языки наставиша животочными светосиянии божественых учений. Воспой же по сущей ти силе! Достойных же пений самем уступи горнейшим умом, песнь же приноша им черплющи от спасительных источник божественнаго Израиля; оного бо божественнаго корени отрасли сии, жития же и слова божественными светлостьми преизящне востекше к славе онаго, на них же, аки на конех, вочеловечивыйся Бог Слово яздя мысленне, возмути премногия мерзкия воды, сиречь таинства мерзскых бесов, яже прежде покрыша всю землю глубокимь мраком богомерзких идол, и землю, прежде доброплодную убо, таже в слатину преложшуся, злобою своих жителей, делании божествеными премудрых сих, явил есть паки плоды благоуханнейшими сладце веселящу Владыку своего, и прежде пустую и не причастну влаги, струями божественными приснотекущых сих источник, показа преизобилующу и обливаему струями животочных вод. Сии суть, иже от Божественаю огня Параклитова облиставшия молния и аки стрелы испущены, иже сладчайшим светом учения и чудес жигательным огнем отгнаша всякий мрак от земли басней лжеглаголаных бесы изобретенных, трисиянную же единого Богоначалия честную проповедь в мыслех верных облисташа и соблюдают присно"

Читать подробнее...


VI - VII вв. Cвятитель Софроний, патриарх Иерусалимский

"Снова нам возсияла неразделимая двоица; снова нам процвела неразрывная пара; снова нам прозябло неразсекаемое супружество, когда празднества двух апостолов слились в один праздник и в одно торжество, и озарили нас сугубой радостью, на подобие единаго сияния солнечнаго света. Потому что сегодня прославляется Петр, верховнейший из апостолов, и вместе с ним Павел, равный с ним по благодати и близкий с ним по апостольскому достоинству, хотя он и не был в священном числе 12-ти светосиянных апостолов, каковое избрание и призвание не кто-либо из обычных людей произвел, и не пророк, и не патриарх, и не праведник, и не небесный и безплотный ангел, потому что они все являются рабами и сорабами нас, людей, даже если бы и на много превосходили нас добродетельми и духовным достоинством и благодатью, но совершил это Сам Христос, Владыка всех и вместе с этим Бог и Господь, сугубый по естеству и Единый по Ипостаси, состоя из Божественной и человеческой природ, и явно познаваемый как носящий ту и другую природу – Божественную и человеческую... и познается Он как Единый и в том, и в другом естествах; Он, ведающий сердца и сокровенныя мысли и зрящий невидимыя движения души, все то, что каждый человек тайно замышляет в сердце, даже если и думает, что дурныя движения его натуры могут остаться скрытыми.

...наш Бог, Гончар всего (ὁ πάντων κεραμεύς), имеет власть, при помощи глины и формы, сделать сосуд какой Он пожелает и никто не может противостать Его воле; Он, и после того, как явно избрал Павла, сказал Анании, который крестил Павла и стал ему наставником, потому что он и ослепшаго его просветил (т. е., исцелил его слепоту) и прозревшаго крестил, и крещеннаго научил боговдохновенному учению: «Иди для того, чтобы преподать ему Божественное наставление, а также для того, чтобы он прозрел, яко сосуд избран Ми есть сей, пронести имя Мое пред языки и царьми, и сынми израилевыми. «Аз бо скажу ему, елика подобает ему о имени Моем пострадати» (Деян. 9, 15–16). Но и сам Павел чудный, показывая откуда происходит достоинство его апостольскаго служения, написал так: «Споспешествовавый Петру в послании обрезания, споспешествова и мне во языки» (Гал. 2, 8).Итак поелику Спаситель Своим избранием, сочетал с Петром, первоверховным Апостолом и проповедником, божественнаго Павла, и даровал им обоим единое достоинство (хотя перваго сделал апостолом обрезанных, а второго определил для паствы из язычников)2 и единую благодать, и дал им богодарованную власть усыновлять Богу и Родителю всех тех, которые чрез Него, как Христа, обратятся к Нему; и даровал им обоим одно имя: именоваться по Самому Христу: «Христианами», то, естественно, что и мы, ученики их и последователи, лелея их веру и лобзая их учение, будем сочетать одного к другому тех, которых уже сочетала друг с другом благодать Духа, и составим им общий для них праздник, как получившим в удель также и равное избрание"

Читать подробнее...


 

IV-V вв. святитель Астерий Амасийский

Святой Астерий обращает внимание, на то, как после своего обращения апостол Павел пришел в Иерусалим, будучи странным и вместе прекрасным зрелищем для тамошних жителей:"Те, которые ранее послали его, не зная о случившемся в промежуток этого времени, при первом свидании с удовольствием смотрели (на него) и спрашивали добычи, надеясь увидеть множество узников-христиан, и ища исполнения многих обещаний. Но когда, с течением разговора, они нашли Савла Павлом, переменившим вместе с именем и образ мысли, рабом Христа и учеником более пылким, чем другие апостолы: то сначала сочли его речи за шутку и насмешку. Но когда, хорошенько обдумавши, нашли, что образ мыслей его соответствует его словам, то только о том и думали, как бы погубить юношу; так как нельзя было еврейской религии существовать и успешно действовать, пока живет и проповедует Павел. И это ясно показало все последующее время.Когда еще многие, хотя и были христианами, недостаточно чисто жили по Евангелию, но двоедушествовали и иногда даже употребляли обрезание, дабы отчасти делая угодное евреям, смягчить их гнев: он один с непреклонным убеждением учил не допускать никакой уступчивости, и вслух всех громко провозглашал свое слово, и дошел до такой свободы мысли, что однажды, когда Галаты, по собственному легкомыслию и небрежности учителей, снова стали переходить к жизни подзаконной, – он, пиша к ним дивное послание (которым научал их в обновлении жизни по Христу вести себя благочестиво и богоугодно, не держась уже письмен, начертанных на каменных скрижалях), коснулся в своей речи самого главы апостолов, и, решительно противостав Петру, упрекал его за то, что он искажает новый образ жизни привнесением старых и отживших установлений: и даже не устыдился ни седины старца, ни старейшинства в апостольстве, когда видел, что истина подвергается опасности; но как против Галатов он сильно возстал, так и Петра сильно поразил, растворив впрочем, как и следовало, дерзновение благопристойностию."

Читать подробнее...