В святом князе Владимире Бог явил всему миру величие покаяния Печать

Святитель Николай Сербский так пишет об изменении святого князя Владимира после крещения: «Самая лучшая рекомендация для любого лекарства – это исцеленный больной. Нужно было исцеленного князя Киевского показать тем, кто болен, чтобы они с радостью приняли лекарство, давшее ему здоровье. Из всех чудес, что творит в мире вера Христова, самое полезное чудо – обращение грешника в праведника».

Вот почему праздник Крещения Руси и день памяти святого равноапостольного князя Владимира важны для нас. И в жизни его и в посмертном почитании мы видим, как добр и милостив Бог к кающимся грешникам. Не только дает им земные и небесные блага, но и прославляет в грядущих поколениях.

Праздник в честь Крестителя Руси можно назвать и религиозным, и национальным, и государственным, и культурным - считает святой Николай Сербский. Ибо равноапстольный князь Владимир заложил краеугольный камень в основание, на котором воздвигнута многовековая палата нашей веры, нации, государства и культуры. Он – духовный родоначальник народов Киевской Руси.



«Отчего Бог избрал крестителем и переродителем русского народа именно такого человека, который первой половиной своей жизни превзошел во зле, кажется, всех своих языческих предков и современников?» - вопрошает нас святитель.

Не от того ли, что нужно было именно исправившегося грешника явить всему народу? Нужно было явить просветившегося язычника, чтобы он примером своим наставлял, подбадривал и лечил оступившихся и павших людей во все грядущие времена.



В слове святителя Иоанна (Максимовича) Шанхайского и Сан-Францисского, Чудотворца, мы также обращаем внимание на благотворное влияние покаяния на душу человеческую:

Князь-язычник понял, что он ошибался

Воспитанный в язычестве, князь Владимир, хотя и слышал в самом раннем детстве о Христе от своей бабушки, блаженной княгини Ольги, был сначала ревностным язычником. Он усердно исполнял языческие обряды, старался угодить языческим богам, приносил им благодарения за успехи, потому что был убежден, что служит истине.

Когда же произошло убийство толпой киевлян святого варяга Феодора и сына его Иоанна, на которого пал жребий быть принесенным в жертву Перуну в благодарность за одержанную победу, Владимир понял, что он ошибался. Он почувствовал разлад между законом нравственным и требованиями язычества и чуткой душой ощутил его неправоту. Искание истины и правды привело его к Православию, и, преодолев все внутренние и внешние препятствия, стоявшие на пути к нему, он принял святое крещение.

Теперь, ставши христианином, он стал служить Христу еще ревностнее, чем раньше служил богам языческим. Ныне он уже всем существом приносил себя самого и все, чем обладал, в жертву Истине, ибо учение христианское открывает Божественные истины и выражает высочайший нравственный внутренний закон.

Владимир стал иным после крещения

Он сохранил в себе все лучшие качества, которые имел прежде, отвергнув от себя все свои порочные наклонности и привычки. Из жестокого, не пожалевшего даже родного брата, убитого во время междоусобной войны с ним, он сделался настолько мягкосердечным, что не хотел казнить и преступников, делая то в исключительных случаях, чтобы пресечь злодеяния.

Из распутного он стал целомудренным, оставил многочисленных своих прежних жен и жил в честном супружестве с сочетавшейся с ним христианским браком царевной Анной. Из хищного завоевателя он становится миролюбивым правителем. Из корыстолюбивого собирателя дани он стал равнодушным к земным сокровищам, будучи всегда готов жертвовать ими для приобретения невещественных ценностей. Для дружины он был теперь не столько грозным предводителем, карающим малейшее ослушание, сколько мудрым начальником, понимающим душу своих подчиненных и ценящим своих сподвижников.

Для всего народа, ему подвластного, он стал любящим отцом, заботящимся обо всех своих многочисленных чадах, каковыми являлись для него теперь его подданные, пекущимся об удовлетворении всех их нужд и потребностей.

Иллюстрации и текст взяты из публикаций
на официальном сайте Николаевской епархии
за 2017 и 2018 годы.