24.07.2021 Престольный праздник Свято-Ольгинского храма с. Новая Одесса Печать

24 июля, в день памяти святой равноапостольной княгини Ольги митрополит Николаевский и Очаковский Питирим отслужил праздничную Божественную литургию в Свято-Ольгинском храме г. Новая Одесса. Правящему Архиерею сослужили секретарь епархии протоиерей Петр Струкало, настоятель прихода иерей Евгений Ушкалов, духовенство Новоодесского, Воскресенского, Снигиревского округов и Владимиро-Волынской епархии.







01
01
02
02
03
03
04
04
05
05



Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский
Святые Евфимия и Ольга
.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Обычно слыша церковные песнопения, в которых прославляются угодники Божии, вспоминаемые Церковью, мы слышим мужские имена. Но вот сегодня празднуется память двух угодников Божиих, вернее, угодниц – оба святые имена прославляемые сегодня суть женские.

Святая великомученица Евфимия и святая блаженная княгиня Ольга – обе получили еще по одному наименованию: святая Евфимия называется «всехвальною», а святая Ольга еще современники была названа «мудрейшею из жен».

Святая Евфимия была замучена во время гонения христиан при Диоклетиане, и ее смерть и страдания вспоминаются 16-го сентября. А сегодня память ее празднуется по случаю одного чуда, бывшего во время IV-го Вселенского Собора. Четвертый Вселенский Собор должен был решить, кто прав – те ли, кто веруют, что Христос был Бог и человек, Богочеловек, или те, которые утверждают, что в Христе Божество совершенно поглотило человечество, так что даже и страдания Его были только кажущиеся.

Когда представители православных, возглавляемые святыми Анатолием Цареградским и Ювеналием Иерусалимским, многими доводами из Священного Писания и Предания доказали, что Христос есть Богочеловек, то, желая получить еще особое Божие Указание, где правильная вера, написали два исповедания веры – православное и монофизитское. Оба они были положены в раку с мощами святой Евфимии, находившимися в том храме, где происходили заседания IV Вселенского Собора. Рака была заключена, храм заперт, так что в него никто не мог проникнуть, а когда через три дня отперли храм и открыли раку, православное исповедание лежало на груди святой Евфимии, а монофизитское под ее ногами, и она как бы попирала его. После такого ясного Божиего указания окончательно утвердилось то, что и мы ныне исповедуем, что Христос есть Богочеловек, а монофизитская вера была осуждена. Святая Евфимия получила тогда наименование «предел святых Отцов», «Утверждение Православной веры».





Прошло несколько сот лет после этого чуда. Приняла Христианство русская Великая княгиня Ольга, при крещении получившая имя Елена. Она желала крестить всю Русь, многие и последовали ее примеру, но вполне осуществить свое желание ей не удалось, и даже сын ее, суровый Святослав, остался язычником. Но вот внук ее Владимир решил менять веру. Когда он стал склоняться к православию, для окончательного решения созвал своих бояр и воевод на совещание. После многих доводов, приведенных в пользу принятия православия из Царьграда, бояре сказали: «Не будь хороша эта вера, не приняла бы ея мудрейшая из жен Ольга». Этот довод был настолько убедителен, что вопрос о принятии веры был решен. То, что Ольга не могла сделать при жизни, она совершила после смерти. Память ее, как святой, стала прославляться по всей Руси в день ее смерти 11 июля, вместе со святой Евфимией, которой мощи были из Халкидона перенесены Царьград.

Прошли столетия... чудеса, совершенные по смерти святой Евфимией и Ольгой, дают нам надежду, что и ныне они предстательствуют за православных.

Закончим нашу сегодняшнюю молитву прошением, находящимся в кондаке святой Евфимии: «И ныне, якоже ереси, врагов шатание под ноги православных царей покори». Аминь.

святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский
Слова и проповеди
Белград 1928 г.