Подвижники благочестия о новостях, интернете, компьютерах Печать

Преподобный Силуан Афонский

«Газеты пишут не о людях, а о событиях, и то неверно; они приводят ум в смущение, и правды из них все равно не узнаешь, а молитва очищает ум, и он лучше видит все».

***

«Кто хочет чисто молиться, тот не должен знать никаких газетных новостей, не должен читать плохих книг или любопытно знать что-либо из жизни других. Все это приносит в ум много нечистых мыслей, и когда человек хочет в них разобраться, то они все больше и больше запутывают и томят душу».

***

«Многие любят читать хорошие книги, и это хорошо, но лучше всего молиться, а кто читает плохие книги или газеты, тот наказуется голодом души; душа его голодная, потому что пища души и наслаждение ее — в Боге».

(Подробнее о преподобном - в конце статьи.)

Святитель Тихон Задонский

«Неблагодарны и несмысленны те ... у которых нет времени читать Божие слово, а есть время читать забавные книжки; которые стараются узнать, что делается в Италии, в Риме, в Азии, в Африке и прочих местах, а не хотят из слова Божия познавать, что в душах их делается и к какому они концу идут, к вечной жизни или вечному мучению, что без сомнения есть признак заблудшей души».

Преподобный Паисий Святогорец

«Ни романы, ни газеты, ни телевизор не помогают в духовной жизни. Даже духовные журналы часто приносят христианам вред, возбуждая глупую ревность и вызывая смущение. Будьте внимательны: не читайте в свободное время лишнего».

***

«Чем больше кто-то узнает, тем большую он несет ответственность. Я не говорю, что не надо читать, чтобы не знать много и не быть [за это] ответственным. Такое отношение к чтению было бы лукавством. Я имею в виду то, что не следует читать лишь для того, чтобы получать удовольствие».

***

«Журналисты, политики — они ведь люди умные, но многие из них, не имея освященного ума, вместе с умными вещами говорят глупости. Страшные глупости морозят они от большого ума!».

***

«Допустим, кому-то вздумается обманом приобрести земельное угодье. Он скажет, что оно якобы принадлежало его дедушке или что сам он когда-то арендовал эту землю под пастбище. Попробуй разберись! А потом представители властей скажут: "К сожалению, контролировать их мы не можем. Контроль может осуществляться только с помощью компьютера". И они приступят к запечатлению. В компьютере будет высвечиваться, запечатлен ли ты, и в зависимости от этого тебя станут или не станут обслуживать».

«Родители должны и жить по‐христиански, и следить за своим поведением, потому что дети с малого возраста, когда они еще даже не говорят, начинают, как компьютер, «записывать» всё, что видят и слышат в доме. И если дети видят отца и мать своих дерущимися, ссорящимися, оскорбляющими друг друга, ведущими плохие разговоры, то они, как чистые кассеты, «записывают» всё это в себе и, когда придут в возраст, сами того не желая - наследовав от родителей все страстные состояния, - начинают и браниться, и оскорблять ближних своих теми же речами, которые слышали от родителей».



Мнения современных монахов, живущих на Святой Горе Афон



Крест на вершине Афона

Игумен монастыря святого Павла архимандрит Парфений (Мурелатос)

«Интернет сам по себе – вещь хорошая. Но пользу он приносит немногим, а вред – огромному числу людей. Современные технологии застали нас врасплох, поработили и мы стали похожи на птичье перо, которое ветер носит куда ему заблагорассудится».

Иеромонах Григорий (духовник Кутлумушской кельи Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, Святая Гора Афон

«Надо быть осторожными. Особенно с интернетом. Мы (духовники) видим сколько благочестивых христиан впадают посредством его использования в очень серьёзные прегрешения».

Афонский старец Ефрем Ватопедский

«Оцифрование, категоризация святых отцов предоставит возможность пользователям интернета находить тексты, информацию по темам, которые их интересуют. Более того, оцифрование и продвижение посредством веб-страниц Слова Божьего, в особенности, учений святых отцов, а также старцев XX века принесет духовную пользу нашим современникам».

***

«Одна новость может передаться посредством интернета за несколько секунд с одного края Земли на другой – у нас у всех есть такой опыт. Беседа, иногда даже с использованием визуального контакта, теперь происходит беспрепятственно, независимо от расстояния… Таким же способом Слово Божье может передаваться везде на Земле».

Архимандрит Алексий, настоятель монастыря Ксенофонт

«Использование технологий Интернета и страниц в мировой сети (как чрезвычайно широко распространенных в современном мире), думается, необходимо для того, чтобы дать людям здоровую духовную пищу и таким образом восполнить их духовные нужды. Проповедь слова Божия через Интернет – это хорошая альтернатива той ненужной и вредной информации, от обилия которой погибает современный мир.

При этом нужно чутко ощущать грань между разумным использованием технологий и обмирщением, которое меняет сам образ мыслей человека. На это нужно обращать особое внимание, духовно трезвиться и проявлять духовную рассудительность. Всякое орудие, как бы ни было оно полезно, становится опасным, если используется неправильно».

Насельник монастыря Григориат иеромонах Лука

«Мобильные телефоны и интернет не случайно особенно опасны для монахов. Именно эти технические достижения часто приводят к рассеянности ума. А подобное состояние совершенно несовместимо с целями иноческой жизни. Ведь согласно учению Святых отцов, монах через молитву и подвижническую жизнь призван стяжать свой ум в сердце».

***

«Если есть благословение игумена и осторожность самого монаха, которому поручено послушание что-то найти или сделать в интернете – работа в сети возможна. Но в нашем монастыре интернета нет. Наш игумен [архимандрит Георгий (Капсанис)] не благословил его использование. Слишком велика опасность, которой подвергается каждый пользователь сети. Много монахов не смогли противостоять этому искушению».

***

«Очевидно, что погружение во «всемирную паутину» приводит к рассеянности ума. Прежде всего опасно многочасовое путешествие по пространствам интернета без какой-то конкретной цели... Прежде чем начать работу в сети, надо поставить себе конкретные задачи, которые необходимо решить и не отклоняться от них в ту или иную сторону».

Использована информация сайта «Православное наследие Украины на Святой горе Афон» (стр. 1, стр. 2)
и других сайтов о преподобном Силуане Афонском.

А также статья о святителе Тихоне Задонском в августовском выпуске за 2017 год
газеты "Голос Православия" (2 страница).



Дополнительная информация о преподобном Силуане Афонском. Святой жил на рубеже XIX-XX веков, сохранились его прижизненные фотографии. Это был обыкновенный крестьянин, недолго учившийся в сельской школе, живший, как все - работал, гулял с девушками, дрался, однажды даже чуть не убил человека, служил в армии. А в 26 лет уехал на Афон, чтобы остаться там до самой смерти.

И там, рассказывает старец, ему явился живой Христос... Это был момент, перевернувший жизнь преподобного и сделавшего всю ее стремлением к Богу.

Кто-то из святых известен милосердием, кто-то даром слова... Преподобного Силуана помнят за то, что он любил Бога на пределе человеческих сил и тосковал о Нем. «Тоскует душа моя по Тебе, Господи, и слезно ищу Тебя», - нередко так он прерывал свои записи. К нему тянулись необразованные и образованные, миряне и священники, и всегда оставались под впечатлением от этого человека. Подвижник умер в 1938 году, после болезни. Умер так тихо, что этого не заметили те, кто лежал рядом с ним в больнице. В 1987 году канонизирован в лике святых. У нас остались его поучения, молитвы, псалмы и биография, которую написал его близкий друг, отец Софроний (Сахаров). Читая эти записи поражаешься величию духовных даров старца.

Отец Силуан не интересовался внешней жизнью и ее новостями. Преподобный имел только два класса школы за плечами, восполняя недостаток образования постоянным чтением Писания и творениями святых отцов, однако к нему приезжали советоваться и епископы, и представители интеллигенции. Однажды приехал некий иностранец, который был настолько поражен встречей со старцем, что решил некоторое время пожить в монастыре. Один из монахов, образованный и начитанный, не выдержал и спросил гостя: «Не понимаю, почему вы, академики, ученые, ходите к этому безграмотному мужику?» «Чтобы понять отца Силуана, надо быть академиком», - ответил иностранец.

***

«Брат наш есть жизнь наша», - говорил старец Силуан. Он искренне почитал людей, никогда ни над кем не насмехался, не подшучивал, был очень простой в общении, мягкий, но в то же время - человек несгибаемой воли, мужества, твердый там, где твердость была необходима. Однажды к нему на беседу пришел монах-пустынник. Речь зашла о безбожниках, и пустынник говорил: «Бог накажет всех их! Они будут гореть в вечном огне». На это отец Силуан ответил с волнением: «Ну, скажи мне, пожалуйста, если посадят тебя в рай и ты будешь оттуда видеть, как кто-то горит в адском огне, будешь ли ты покоен?» «А что поделаешь, сами виноваты», - сказал монах. «Любовь не может этого понести... - печально сказал преподобный. - Нужно молиться за всех».

***

И это были не просто слова, но сама его жизнь. Старец писал: "Я мерзкий, Господь это знает, но я люблю душу свою смирять и любить ближнего моего, хотя он и обидел меня чем. Я всегда молю Господа, чтобы Он, Милостивый, дал мне любить врагов, и я милосердием Божиим испытал, что есть любовь Божия и любить ближнего, и прошу у Господа любви день и ночь, и Господь дает мне слезы плакать за весь мир". «Молю Тебя, милостивый Господи, да познают Тебя Духом Святым все народы земли» - так обращался к Богу святой.

***

Духовник рассказал что-то прочитанное им в газете и, обратившись к Старцу Силуану, спросил:

- А Вы, отец Силуан, что скажете по этому поводу?

- Я, батюшка, не люблю газет и газетных новостей,- ответил он.

- Почему так?

- Потому что чтение газет омрачает ум и мешает чисто молиться.

- Странно,- говорит духовник.- По моему, наоборот, газеты помогают молиться. Живем мы здесь в пустыне, ничего не видим, и так душа постепенно забывает о мире, замыкается в себе, и молитва от этого слабеет... Я когда читаю газеты, то вижу, как живет мир и как страдают люди, и от этого у меня появляется желание молиться. Тогда служу ли я Литургию, молюсь ли у себя в келлии, я от души прошу Бога за людей и за мир.

- Душа, когда молится за мир, без газет лучше знает, как скорбит вся земля, знает она и какие нужды есть у людей, и жалеет их.

***

Вот еще одно мнение Старца об информации, дошедшее до нас: «Не должно быть любопытным; не нужно читать ни газет, ни мирских книг, которые опустошают душу и приносят уныние и смущение. Не осуждай других, потому что часто случается, что не зная человека, говорят о нем плохо, а он по уму подобен ангелам».

Источник: Сайт монастыря преподобного Пафнутия Боровского