Священномученик Онуфрий (Гагалюк) о том, как преобрести радость и покой Печать

Предлагаем читателям толкование священномученика Онуфрия (Гагалюка) на некоторые строки Священного Писания.


«Зачем сетует человек живущий?
всякий сетуй на грехи свои (Плач. 3, 39).»

Ни о чем не нужно нам скорбеть, а лишь о своих грехах. Ни бедность, ни позор, ни безобразие внешнее – ничто это не имеет в себе чего-либо плохого. А лишь грехи наши – зло. Посему не нужно никак унывать во всех внешних наших несчастиях, а бояться лишь греха, то есть нарушения заповедей Божьих. А если согрешил, спеши покаяться перед Богом в Таинстве покаяния церковного, с твердым решением больше не грешить. И будет покой и радость у тебя на душе!

***

«И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь (Мф. 24, 12).»

Замечено, что развратники, завистники, скупцы отличаются большим бессердечием. У них нет жалости к людям, сострадания. Что причина этого? Грехи. Они опустошают нашу душу, лишают ее самого лучшего украшения – любви! Не то видим у христиан, чистых душою и телом. Вот дивный старец преподобный Серафим Саровский. Сколько любви у него к самым тяжким преступникам! Преподобный кланялся всем приходящим к нему, целовал руки, приветствовал радостно во всякое время года пасхальным: «Христос Воскресе!» А детей как любил святой старец! Он не мог равнодушно видеть детей, брал их на руки и целовал!

...Христос Спаситель указал любовь как норму человеческой жизни. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга… По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 34–35).

Христос Богочеловек зовет людей к любви полной и самоотверженной – как Я возлюбил вас (Ин. 13, 34), и дает силы нам исполняться этой любви через благодатные таинства, подаваемые в Церкви Божией. Чем ближе человек к Богу и Церкви, чем усерднее он молится и освящается таинствами Церкви: покаянием, причащением святых Христовых Таин, тем более он любит ближнего и выражает это вовне: в материальной помощи, в духовном утешении, молитве о нем. Кто гонит веру в Бога у людей и преданность Православной Церкви, в которой одной лишь благодатные таинства, тот закладывает фундамент общего озлобления, вражды, ненависти друг к другу. А кто сам верит в Бога, послушен Церкви и зовет к сему других, тот насаждает среди людей любовь, мир, радость, душевный покой – залоги внешнего преуспевания человеческой жизни.





***

«Младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно (Лк. 15, 13).»

... Юный сын ушел из богатого, светлого, гостеприимного отеческого дома, где так хорошо и свободно жилось ему, в чужую дальнюю страну. Так и интеллигенция наша в большинстве своем порвала с Церковью и с верою в Бога...

Юноша растратил в чужой стороне все свое достояние на разврат и пьянство и дошел до такого голода, что готов был есть корм свиней. Интеллигенция отдала свои таланты почти целиком на разрушение веры в простом народе нашем и на внешние чувственные наслаждения и радости земные, не дававшие покоя и удовлетворения душе человеческой – по природе христианке; и, томимая голодом без истинной религии, интеллигенция наша, старалась насытить свои стремления всякими суррогатами религии. Блудный сын опомнился: сознал свое падение и со слезами раскаяния пошел навстречу своему отцу, и отец все простил своему сыну, с любовью лобызая его, и одел в лучшие одежды и устроил радостный пир, веселясь от всей души, что сын его нашелся и прозрел духовно.

Вернется ли в лоно Церкви Божией наша неверующая интеллигенция? Сознает ли свои тяжкие религиозные грехи? ... Почему же вы остаетесь неверующими? Отчего не идете дальше по стопам приточного сына, не плохим, а уже хорошим – раскаяния полного, искреннего и возвращения в отчий дом, или Церковь Христову? А как хорошо было бы, если бы в лоно Церкви Божией вернулась наша неверующая интеллигенция? Как радовались бы и сияли все верные сыны Церкви Православной!.. Неужели вы думаете, что служение народу и всем бедным, что является вашим экзаменом, неужели это чуждо христианству, членам Церкви Православной? Разве вы не знаете, что после любви к Богу, главнейшая заповедь христианина – любовь к ближнему (Мф. 22, 38–40), что по христианскому учению нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13). Укажите более высокий идеал служения ближнему? Вы не укажите... Так почему вы не христиане?

Быть может, вы скажете, что Церковь Православная тормозит внешнюю культуру, что она мешает земному благополучию людей? Это клевета на Церковь Божию, которая ежедневно молится в своих храмах о плавающих, путешествующих, недугующих, о благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных; о прекращении войн между народами, о мире всего мира, дает истинное врачевание от болезней, не только душевных (гордости, злобы, ненависти, зависти – которые именно являются причиною всевозможных личных убийств и общественных преступлений и братоубийственных войн между народами), но и телесных в таинствах покаяния, причащения, елеосвящения; очищает землю ... чрез окропление полей и лугов и пашен святой водою.

Вы все это отрицаете и смеетесь над всеми этими молитвами Церкви и цинично заявляете: нам все это не нужно. Но вы не сможете отвергнуть явных фактов исцелений больных от Святых Таинств Церкви Божией, и орошение дождями жаждущих влаги полей и очищения их от вредных насекомых – пастырем Церкви, при усердной молитве верующих ...

***

«Выслушав это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь (Деян. 11, 18).»

Христианская религия (разумеется истинная, православная) есть религия радости и вечной, блаженной жизни. А чтобы принять ее, нужно покаяние, то есть сознание, что всякая другая религия не есть достаточная и истинная, а только лишь та, которую принес на землю и утвердил в своей Церкви Христос Бог (Спаситель мира). Нет и не может быть лучше и совершеннее христианской религии, так как основатель ее есть Иисус Христос, не только совершенный человек, но и Бог, великий, многомилостивый. Путь к вечной блаженной жизни лежит именно через покаяние, и в ком его нет, кто считает себя самого достаточным и свою веру нехристианскую – правильной, тот не может наследовать вечной блаженной жизни.





***

Не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата (2Фес. 3, 15).»

У православных святителей, пастырей и мирян в основе отношения к инакомыслящим лежит не злоба, а скорбь об их заблуждении и забота о чистоте христианского учения. В вопросах веры не может быть никаких уступок, ибо тогда теряется устойчивость у верующих, истина Христова возвещается ясно, определенно.

Если ты идешь против нее – мы об этом открыто говорим. Когда Петр в Антиохии ради пользы братии-иудеев допускал лукавство в вере, апостол Павел открыто противостоял ему (Гал. 2, 11–14).

Спаситель беседовал с иудеями о таинстве причащения и призывал всех верующих вкушать Его пречистое Тело. Иудеи соблазнились этими словами, думая, что здесь речь иносказательная. Так же и многие из Его приближенных верующих тоже сочли странными эти слова Господни. Однако Спаситель подтвердил Свои слова и ясно сказал и определенно: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53). Христос не пошел ни на какие уступки истины, хотя видел, что после этих слов Его многие из учеников отошли от Него и уже не ходили с Ним (Ин. 6, 66).

Истина и благодать в Церкви Православной живет, и мы исповедуем: кто не с нами, тот, кто бы себя ни считал христианином православным, является в отношении к Церкви Божией как язычник и мытарь, согласно словам Самого Спасителя (Мф. 18, 17). Поймите все вы, отступившие от Церкви Божией и именующие себя христианами, да еще и православными, – ведь вы воюете против нас не только клеветою устною и печатною, но и внешними насилиями, вы боретесь против служителей Церкви Христовой, против Самого Бога, против Христа Спасителя, по Его же свидетельству (Лк. 10, 16).

Если бы вы были христиане, то разве шли бы против нас! Ведь никто из вас, как бы вы все ни ненавидели нас, православных, не сможет указать никаких отступлений Церкви нашей. Вы все считаете нас благодатными, потому что не смеете ничего сказать против исповедуемой нами православной веры. А мы всех вас считаем (и католиков, и протестантов, и сектантов, и обновленцев, и самосвятов ...) – еретиками и раскольниками, так как вы извратили истину христианскую и боретесь прямо против Церкви Божией, пренебрегая ее призывами к покаянию и возвращению в ее лоно, как единой спасительной. Не можем делать мы никаких компромиссов в вопросах веры, так как если и у нас не окажется истины, во Вселенской Церкви Православной, частью коей является наша Поместная Православная Русская Церковь, то нигде в другом месте вы ее не найдете.

Читать полностью...

***

Священномученик Онуфрий (Гагалюк) в ХХ веке был архипастырем верующих Николаева.

Находясь в Харькове, Владыка Онуфрий, по благословению святейшего Патриарха Тихона управлял своею Елисоветградскою, а также Одесско-Херсонскою епархиями, с января 1923 по декабрь 1926 года. К нему приезжали из его Епархии, и многие утверждались в православии и верности Церкви его словом, проповедью, посланиями и личным примером; многие священники, а также приходы, впавшие в обновленчество, каялись и возвращались в лоно Церкви. Эта его благотворная деятельность вызывала беспокойство и раздражение со стороны обновленцев, и они всеми правдами и неправдами, клеветою и подлогами добивались устранения этого неутомимого православного деятеля. В декабре 1926 года Епископ Онуфрий был арестован. Причислен к лику святых в 2000 году.

Сохранилось письмо епископа Онуфpия, Елисаветгpадского, упpавляющего Хеpсонско-Hиколаевской епаpхией николаевским пастырям. Оно датировано 1926 годом и посвящено теме обновленческого раскола, при помощи которого власть боролась с Церковью. Цитата:

"Весьма отpадно мне было слышать, что ни один из православных пастыpей г. Hиколаева, оставшись (некоторое время) без своих храмов, не изменили святому пpавославию и не пеpешли к pаскольникам – обновленцам. В этом отношении вы, возлюбленные, уподобились славному пpоpоку и боговидцу Моисею, который «лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь вpеменное греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища» (Евр. 11:25–26). Да укpепит нас всех Господь Бог в непоколебимой веpности своей православной Церкви!"...