О почитании Архистратига Михаила в нашем Отечестве Печать

19 сентября Церковь совершает воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хо́нех (Коло́ссах). Стоит отметить, что с древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил и на Руси. "Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным под предводительством Архистратига", - так повествуется об этом в Минее.

Почитание Архистратига Михаила русскими князьями выражалось в молитвенном обращении о помощи в минуты опасности, перед началом решающих сражений и вообще в ходе войны. Наши предки создали множество храмов в честь Архистратига. В Киеве сразу после Крещения Руси был создан Архангельский собор, затем почти во всех русских городах, князья испрашивали именно в этих храмах благословения при венчании на царство, при крещении наследников, перед своей кончиной. Изображения святого Архистратига помещались на княжеских боевых шлемах, личных печатях, гербах, знамёнах. Всё это определялось особым отношением к Архангелу Михаилу как защитнику русской государственности. Была написана икона "Благословенное воинство" (см. ниже), где святые воины – князья русские – изображены под предводительством Архистратига Михаила.






Фото главного храма Свято-Михайловского монастыря с. Пелагеевка Николаевской области. 21.10.2019




Цитаты из книги
"Небесный Архистратиг. Чудеса и явления Архангела Михаила"
Второй раздел книги называется "Явления Архангела Михаила на Русской земле". В нем описаны случаи непосредственно связанные с Киевом, запорожскими козаками, потомками святого Владмира Мономаха, а также об упоминании Архангела в "Повести временных лет" и других летописях.


Первое летописное упоминание.

Драгоценные свидетельства явления святых Ангелов и, в частности, их чиноначальника — Архангела Михаила имеются в довольно ранних материалах древнерусских летописей, относящихся к XI-XIII вв. Первое летописное упоминание явления Ангелов встречается под 1019 годом. Тогда Силы Небесные помогли свершить праведный суд князю Ярославу Мудрому над Святополком, прозванным за свои многочисленные преступления Окаянным. Новый Каин, убивший трех братьев и приведший на Русскую землю ее врагов половцев, не мог остаться без наказания свыше.


Ангел народа Божия

Одно из самых замечательных описаний ангельского явления отмечено под 1110 годом в «Повести временных лет». Рассказывая об ангельском явлении в виде огненного столпа над гробницей преподобного Феодосия в Киево-Печерском монастыре и о помощи Небесных Сил Владимиру Мономаху в победе над половцами, летописец делает выводы, важные для понимания не только современных ему событий, но и всей русской истории на много столетий вперед. Автор «Повести временных лет» заключает, что каждая земля и каждый народ, ее населяющий, имеют своего Ангела-xpaнителя, который по повелению Божию руководит судьбой вверенного ему удела. В последующей «Похвале ангелам», венчающей рассказ о деяниях ангельских, автор, воспевая подвиги святых Архангелов Михаила, Гавриила и прочих Сил Бесплотных, отдает явное предпочтение первому из них, назвав его по имени 8 раз и описав подробно деяния и события, с ним связанные, почти на трех летописных листах! Не случайно и то, что главное место здесь занимают ссылки на книгу пророки Даниила, впервые открывающую ним имя Ангела богоизбранного народа и особенно богатую на описание явлений Михаила Архангела в ветхозаветный период.


Помощь Архангела потомкам Мономаха

В 1126 г. половцы предприняли очередной набег на Русь, воспользовавшись смертью своего главного противника, великого князя Владимира Мономаха. Навстречу врагу выступил его сын — князь Ярополк Владимирович, и, как пишется в летописи, «поганые были побеждены силою Честного Креста и святым Архангелом Михаилом». Через сто лет, в 1225 году, Силы Небесные во главе с Архангелами Михаилом и Гавриилом вновь помогают потомкам Владимира Мономаха одержать победу над ратями иноплеменных: князь Ярослав (в крещении Феодор) отразил натиск литовцев. К XIII в. относятся свидетельства явления Архангела Михаила в Галицкой Руси. Здесь Архистратиг Божий помогает великому князю Даниилу Галицкому и его брату Василько, князю Владимиро-Волынскому, потомкам Владимира Мономаха, отражать натиск внешних и внутренних врагов.


История из жизни Парфения Киево-Печерского:

Два случая явления Архистратига Михаила отмечены в жизнеописании преподобного старца Парфения КиевоПечерского. (Жизнеописание преподобного старца Парфения Киево-Печерского. Наставления. Ежедневная молитва. М., 1993. С. 20-23.)

Однажды после всенощного молитвенного бдения, забывшись тонким сном, он видит келью свою наполненную множеством зверообразных чудовищ, устремляющихся на него с яростию. В ужасе он возопил: «Пресвятая Владычице моя, Богородице!» При сем воззвании дивный свет осиял келью, и Преблагословенная Дева, в сопровождении Архангела Михаила, предстала в неизреченной славе; страшилища исчезли, как дым, а он, пробудившись, в радостном трепете видел уже недремлющим оком сияние на месте, где стояла Пречистая.

Будучи иеросхимонахом, старец Парфений ежедневно совершал Божественную литургию. В одно из таких богослужений «1843 года ноября 13-го дня, — пишет он в своих келейных записках, — видех Златоуста со Архистратигом, пришедших ко мне на помощь, и икону содеях на память».

Источник информации







Иллюстрация к статье о том, как Архистратиг Михаил стал Небесным Покровителем Киева

Преподобный Иустин Челийский об Ангелах

В Святом Откровении находится целый ряд свидетельств о явлениях Ангелов как реальных, личных существ как посредников между Богом и людьми. Так ...пророк Исаия видит шестокрылатых Серафимов, окружающих престол Господа Саваофа и славящих Его, из которых один слетает к нему и горящим углем касается его уст со словами: «Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» (Ис.6:2–7); пророк Иезекииль зрит многоочитых Херувимов, бдительно следящих за всеми событиями во вселенной (см. Иез.10:1–22); пророку Даниилу несколько раз является Архангел Гавриил и открывает будущую судьбу его народа (см. Дан.8:16, 9:21)... На достоверности этих явлений Ангелов людям в Откровении и основана вера людей в Ангелов как Божиих вестников, которые по своей природе существа личные.

Новозаветное Откровение изобилует явлениями Ангелов и свидетельствами о них. В новозаветной истории человечества Ангелы участвуют с самого начала и вплоть до ее апокалиптического завершения. Здесь Ангелы сообщаются с людьми как братья по вере, любви и надежде. Новый Завет открывается явлением Архангела Гавриила, посланного к Захарии с вестью, что [его] жена, неплодная Елисавета, родит сына – Иоанна Предтечу (см. Лк.1:11–20), и явлением того же Архангела Святой Деве Марии с благовестием, что Она родит Спасителя мира (см. Лк.1:26–38). Во время рождения Спасителя в Вифлееме является множество Ангелов, славословящих новорожденного Богомладенца (см. Лк.2:9–13).... Весь Апокалипсис преисполнен явлениями и действиями Ангелов... Все это ясно показывает, что Ангелы – это самостоятельные существа и удивительные Божии создания, участвующие в новозаветном домостроительстве спасения, творящие волю Божию как Божии посланники.

Новозаветное Откровение преисполнено не только явлениями святых Ангелов, но и учением о них. Одно другим подтверждается, разъясняется, дополняется. Сам Спаситель, объясняя притчу о плевелах, говорит об Ангелах как о существах реальных, не менее реальных и очевидных, чем реален и очевиден Сын Человеческий, мир, сыны Царствия и сыны лукавого. В Своем учении Господь заповедует не презирать ни одного из "малых сих", верою в Него взыскующих Царство Небесное, ибо их Ангелы на небесах всегда видят лицо Отца Небесного. Это значит, что Ангелы – не только самостоятельные, личные существа, но и что они весьма близки к Богу и весьма дороги в глазах Его. Об этом свидетельствуют и слова Спасителя: «Всяк, иже аще исповесть Мя пред человеки, и Сын Человеческий исповесть его пред Ангелы Божиими; а отвергийся Мене пред человеки отвержен будет пред Ангелы Божиими» (Лк.12:8–9). Неотступно [служащие] и всегда верные Владыке Христу, во время Его Второго пришествия во славе придут с Ним «а все святые Ангелы» (Мф.25:31; Лк.9:26). Опровергая саддукеев, отрицавших бытие Ангелов, Господь Иисус Христос не только подтверждает, что Ангелы существуют, но и раскрывает образ их бытия: «В воскресение бо ни женятся, ни посягают, но яко Ангели Божии на небеси суть»... Спаситель не произнес бы всех этих слов о святых Ангелах, если бы Ангелы не существовали как самостоятельные, личные, святые и близкие Богу существа.

Христоносные апостолы учат о бытии святых Ангелов так же, как и Господь. Апостол Павел увещевает своего ученика Тимофея нелицемерно держаться святого учения, заклиная его пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Его Ангелами (см. 1Тим.5:21). Ангелы с неба наблюдают за всем, что происходит с христианами в мире (см. 1Кор.4:9). В Христовой Церкви Ангелы поучаются той же Божественной премудрости, что и люди (см. Еф.3:10). Они присно пребывают на служении Богу (см. Евр.1:14; 1Пет.3:22). Церковь ими переполнена (см. Евр.12:22–23). Апостол Петр ясно отличает пророков и апостолов от Ангелов (см. 1Пет.3:22).

Церковь всегда тщательно охраняла это богооткровенное учение, испокон веков в своих Символах исповедуя веру в Бога как Творца духовного, невидимого мира. Так, в древнем Символе Иерусалимской Церкви (а равно и в Символах Антиохийской, Кесарийской и Кипрской Церквей) говорится: «Верую во Единаго Бога... Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым». Эта всеобщая вера нашла свое выражение в первом члене Никео-Цареградского Символа веры. Тем самым она навсегда утверждена единой Святой Соборной и Апостольской Церковью. Решением Седьмого Вселенского Собора о том, чтобы, наряду со святыми иконами Спасителя и святых, благочестиво почитались и иконы святых Ангелов, Церковь еще раз соборно исповедала и подтвердила свою вселенскую веру в бытие бесплотных Ангелов как существ реальных, личных, самостоятельных и святых.

преподобный Иустин Челийский
Догматика Православной Церкви