Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Печать

Воздвижение, собственно, значит «поднятие вверх». Так назван этот праздник в воспоминание великого в Церкви Христовой события, когда после 300-летних гонений святая царица Елена обрела во Иерусалиме подлинный Крест Христов.

Вместе с этим крестом были обретены еще два — те, на которых были распяты разбойники по обе стороны от Иисуса. Чтобы узнать, который из них Крест Господень, Патриарх Макарий поочередно приложил каждый к покойнику, гроб которого в это время несли мимо. Когда был приложен подлинный Крест Господень, мертвец ожил. Из-за большого стечения народа не все могли видеть Крест Спасителя, и люди стали просить поднять Крест, чтобы хоть издали увидеть и поклониться Ему. Тогда Патриарх и другие духовные лица стали высоко поднимать (воздвигать) Крест Христов. Это произошло в 326 году.

В акафисте святым равноапостольным Константину и Елене мы читаем: "Воскресение Христово видевше, воспеваху людие: се Крест, имже прииде радость всему миру. Неведомо бысть миру оружие, имже новый Давид победи смерть, сокрыто бысть от поклонения верных людий, Ангелы токмо охраняху честный Крест, немолчно воспевая: Аллилуиа."

"Крест — путь заблудшим; крест — узда богатым; крест — памятник победы над демонами, помощь беспомощных, надежда обуреваемых, заступник вдов, упокоение скорбящих, цель старцев; крест — оружие вечное, мудрость неученых, проповедь апостолов, целомудрие дев; крест — безопасность вселенной; крест — уничтожение идолов, сила бессильных, разрешение расслабленных, покров нагим; крест — воскресение мертвых..." - восклицает преподобный Ефрем Сирин.






Икона Воздви́жения Честно́го и Животворящего Креста Господня

Святой Симеон Новый Богослов также пишет о связи Креста с Пасхой, обращая наше внимание на древнее православное песновение: "Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, едииному безгрешному. Кресту твоемуу покланяемся, Христе, и Святое Воскресение твое поем и слаавим...". Празднованием воскресения Христова - причиной всякой радости и ликования. Святой замечает, что эти чувства переживаются либо один раз в год, либо каждый день и постоянно – теми, кто постигает таинственный смысл праздника:

"Давайте исследуем, в чем состоит тайна воскресения Христа и Бога нашего, которое совершается непостижимым образом с теми, кто этого желает, как Христос погребается в нас, как во гробе, и как соединяется с нашими душами и воскресает, совоскрешая и нас." - пишет святой.

"Христос и Бог наш, будучи повешен на кресте, распял на нем грех мира и, вкусив смерти, сошел в преисподняя ада. Как некогда, восходя из ада, Он вернулся в пречистое Свое тело, от которого вовсе и не отлучался, немедленно воскрес и после этого с великой славой и силой взошел в Небеса, точно так же и сейчас, когда мы выходим из мира и входим, подражая страданиям Господним, во гроб покаяния и смирения, Он Сам сходит с небес, входит в наше тело, как во гроб, соединяется с нашими духовно мертвыми душами и воскрешает их. Тем самым тому, кто совоскрес с Ним, Он предоставляет возможность видеть славу Его таинственного воскресения.

Воскресение и слава Христова, как мы уже говорили, есть наша собственная слава, поскольку Тот, Кто усвоил Себе человеческое естество, действует в нас так же, как действовал и Сам. Воскресение души есть ее соединение с жизнью. Точно так же, как мертвое тело не может ожить, если не примет в себя живой души и не смешается с нею несмешанно, так и душа не может ожить сама, если неописуемо не соединится с Богом, Который есть подлинная вечная жизнь. То есть она мертва до тех пор, пока в познании, созерцании и чувстве не соединится со Христом, – пусть при этом она остается невещественной и бессмертной по своей природе.

Большинство людей верит в Воскресение Христово, однако очень мало кто ясно видит его. А те, которые не увидели его, не могут поклониться Иисусу Христу как Святому и Господу. И священнейшее песнопение, которое мы ежедневно имеем на устах, не говорит: «В Воскресение Христово веруя…»,– но что? – «Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу единому безгрешному». Как же Дух Святой понуждает говорить нас, будто мы видели то, чего на самом деле не видели, так как Христос воскрес один раз тысячу лет назад (Эти слова написаны в XI веке – прим. пер.), но и тогда никто не видел как Он воскрес? Может, Святой Дух хочет, чтобы мы говорили ложь? – Нет, конечно, но то, что Он побуждает нас исповедывать, есть истина. Ибо Воскресение Христово совершается внутри каждого верующего, и не единожды, но всегда, когда Сам Владыка Христос воскресает внутри нас, облекается в благолепие и сверкает молниями нетления и Божества. Светоносное присутствие Духа указывает нам на Воскресение Христово и удостаивает нас увидеть Самого Воскресшего. Поэтому мы и говорим: Бог Господь и явися нам (Пс. 117,27).

Итак, когда кому открывается воскресший Христос, тогда Он всегда является перед его духовными очами. Потому что, когда Он приходит к нам через Духа Святого, воскрешает нас из мертвых, оживляет и дает нам благодать видеть Его внутри себя всецело."

Преподобный Симеон Новый Богослов. "КРЕСТОВОСКРЕСНЫЕ СЛОВА. О ВОСКРЕСЕНИИ"






Крест преподобной Евфросинии Полоцкой. Литография 1889 года

По-особому в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня совершается Божественная литургия в Иерусалимском храме Воскресения Господня.

Духовенство во главе с Патриархом совершают чин Воздвижения Креста Господня с многотысячным крестным ходом, начиная его с самого места обретения Креста. Крестный ход посещает все места, связанные со Крестом и Спасителем, и на каждом месте совершается особый чин воздвижения Креста Господнего. Патриарх и сослужащие ему иерархи Православных Поместных Церквей поочередно несут также крест с частицей Животворящего Креста, возлагая его себе на голову.





Митрополит Питирим во время праздника
Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня
в Иерусалиме, 2017 г.



Подвижники благочестия на Святой Земле

Святая Земля славится также и новыми подвижниками, которые ревностно исполняя заповеди Божии достигли святости и прославлены Богом в самое последнее время. Например в 1980 году были обретены нетленные мощи святого иеросхимонаха Иоанна Иакова Немяцкого, Нового Хозевита.

Старец Иоанн мирно почил о Господе 5 августа 1960 года. Было ему только 47 лет, из них 24 года он провёл на Святой Земле. В течение 20 лет тело иеросхимонаха Иоанна пролежало в пещере святой Анны. В начале августа 1980 года, согласно местным традициям, совет старцев монастыря преподобного Георгия Хозевита открыл «пещеру почивших», чтобы положить останки в общую могилу. При сем присутствовали множество греческих и румынских монахов и архимандритов, а также паломники из Румынии. Присутствующие были поражены увиденным. Все засвидетельствовали нетленность тела, нисколько не изменившегося с течением времени.

Архимандрит Амфилохий, настоятель монастыря, позднее вспоминал: «Мы ожидали увидеть одни лишь святые кости, а почувствовали дивное благоухание. Когда мы сняли крышку гроба, то увидели отца Иоанна словно пребывающим во сне; разложение не затронуло его тела, оно было таким же и в момент смерти. Как будто мы положили его здесь всего несколько часов назад, даже не часов, а только что; облик его был без малейших изменений.

Тление не коснулось ни его рук, ни бороды и волос, ни рясы и обуви». Об этом сразу сообщили Патриарху Иерусалимскому Венедикту, и он распорядился перенести останки старца в храм монастыря преподобного Георгия Хозевита. 7 августа 1980 года мощи святого Иоанна были взяты из пещеры и поло- жены в монастыре.

Чтобы все уверовали, что на то была воля Божия, чтобы тело оставалось нетленным, Патриарх Иерусалимский повелел отслужить 40 Литургий; гроб с телом почившего был поставлен у святого алтаря, и над ним возносились поминальные молитвы. Отслужили все Литургии, а тело подвижника было все так же нетленно.

В своей книге о румынских свявятых архиепископ Томисский Лукиан (Флоря) так говорит о преподобном Иоанне: «В этой убогой келье молился и смирял себя в последние годы своей жизни праведный Иоанн, терпя хлад и зной, глад и жажду, болезни и прочие невзгоды, и многие искушения. Осенённый благодатью Святого Духа, имея великую веру, мужественно преодолевал он все трудности и испытания. Большую часть дня и ночи проводил он в молитвенном бдении, обретя дар совершенной молитвы. Вкушал пищу один раз в день, вечером; сну отводил три-четыре часа в сутки. Читал Священное Писание и творения Святых Отцов или переводил из них полезные для души поучения...».

По материалам газеты
"Ведомости Полтавской епархии"
№4 (137), 2013 г.,
9 страница





Николаевские паломники у Храма Воскресения Господня в Иерусалиме, 2017 г.


Святой новомученик архимандрит Филумен (в миру – Софоклис Хасапис) был убит у алтаря своей церкви при колодце Иакова в Наблусе 29 ноября 1979 года.

В 1983 году открыли мощи архимандрита Филумена. Останки были почти полностью нетленными. Иерусалимский патриарх тогда же внес имя архимандрита Филумена в святцы. 29 августа 2008 года накануне освящения храма в честь святой Фотинии Самарянки, в монастыре у колодца Якова мощи архимандрита Филумена торжественно перенесли в монастырь.

11 сентября 2009 года Филумен Святогробский был канонизирован как священномученик Иерусалимской Православной Церковью. 29 ноября 2009 года в храме святой Фотинии Самарянки состоялась торжественная церемония с крестным ходом в честь прославления.

С 1944 года Филумен в течение более 30 лет был настоятелем монастырей и храмов Святой Земли – в Яффе, Рамалле, Иерусалиме.

В мае 1979 года архимандрит Филумен был назначен игуменом монастыря при колодце Якова в городе Наблус, который находился вблизи мусульманских и иудейских поселений, также претендовавших на это место. В Самарии архимандрит Филумен прослужил всего несколько месяцев. В конце ноября в монастырь пришли несколько человек и потребовали убрать из храма от колодца Иакова кресты и иконы, потому что символы христианства мешали им молиться в этом священном для них месте. Настоятель отказался, напомнив, что колодец Иакова хоть и дорог иудеям, христианам и мусульманам, но уже тысячи лет является православной святыней. Фанатики ушли, пригрозив, что если настоятель не уберет христианские символы, то должен приготовиться к худшему.

Через неделю, 29 ноября 1979 года, архимандрита Филумена убили. Убийцы-фанатики ворвались в храм, топором нанесли в лицо две раны (от лба до подбородка и от уха до уха, как бы нанеся крест), по частям отрубили пальцы правой руки, которыми складывается крестное знамение, и выкололи глаза. Также фанатики разрубили храмовое распятие и осквернили священные сосуды.

По материалам сайта "Самарянка"