Святые о пользе благоразумного молчания Печать

"Приходит пост Великий, которому прилично более всего благоразумное молчание (не то чтобы быть аки рыба безгласная, но вещание в меру). Потому что, по слову Василия Великого, всякую вещь украшает мера, то есть соразмерность, которая потребна будет более всего к предлежащему Великому посту."(Амвросий Оптинский (Гренков)

***

К тому, чтоб навыкнуть молчанию, укажу тебе одно самое прямое и простое средство: берись за дело сие, — и само дело будет и научать тебя, как его делать, и помогать в этом. Для поддержания же усердия к такому труду почаще размышляй о пагубных следствиях безразборной говорливости и спасительных следствиях благоразумного молчания. Когда же дойдешь до вкушения спасительных плодов молчания, тогда не потребуется более для тебя никаких в этом отношении уроков (преподобный Никодим Святогорец).

***

Безрассудное и не в разуме молчание хуже многоглаголания, а мерное или малое укрепление никакого вреда не принесет, а еще смирит и подаст силу к творению подвигов и трудов. Но безмерие и в том, и в другом приносит весьма великий вред. (Макарий Оптинский (Иванов)






Икона преподобного Серафима Саровского с частицами мощей и мантии.
Находится в Свято-Серафимовском храме в Ските Почаевской лавры.


Среди поучений преподобного Серафима Саровского можно встретить такое: "Паче всего должно украшать себя молчанием, ибо Амвросий Медиоланский говорит: «Молчанием многих видел я спасающихся, многоглаголанием же ни одного». И паки некто из отцов говорит, что молчание есть таинство будущего века, словеса же орудие суть мира сего (Добротолюбие. Ч.2. Патриарх Каллист и сподвижник его Игнатий, Ксанфопулы)."

В 1832 году в день Рождества Христова господин Богданович удостоился видеть отца Серафима в Саровской пустыни. В одну из последующих встреч он спрашивал у отца Серафима о том, как истребить гордость и приобрести смирение. Он отвечал: "молчанием. Бог сказал Исаие: на кого воззрю, токмо на кроткого и молчаливого и трепещущаго словес Моих". Касательно духовной гордости он прибавил еще: проси Бога, чтобы Он продлил твои лета. Этого без труда не сделаешь. Молчанием же большие грехи побеждаются".

Этот совет преподобный Серафим преподал после того как сам много прожил в отшельничестве, в том числе в уединении. Вот как повествует об этом его житие:

"Старец отец Серафим после смерти строителя Исаии не изменил прежнего рода жизни и остался жить в пустынке. Он только принял на себя ещё больший труд, а именно, молчальничество. К посетителям он более не выходил. Если ему самому случалось неожиданно встретить кого в лесу, старец падал ниц лицом и до тех пор не поднимал глаз, пока встретившийся не проходил мимо. Таким образом он безмолвствовал в продолжении трёх лет и некоторое время перестал посещать обитель по воскресным и праздничным дням. Один из послушников носил ему и пищу в пустынь, особенно в зимнее время, когда у отца Серафима не было своих овощей. Пища приносилась однажды в неделю, в день воскресный. Трудно было назначенному иноку совершать это послушание в зимнее время, так как в пустынку отца Серафима дороги не было. Бывало, бредёт он во время вьюги по снегу, утопая в нём по колена, с недельным запасом в руках для старца-молчальника. Вошедши в сени, он произносил молитву, а старец, сказавши про себя: «Аминь», отворял дверь из келии в сени. Сложив руки на груди крестообразно, он становился у двери, потупив лицо долу, на землю; сам ни благословит брата, ни даже взглянет на него. А пришедший брат, помолившись, по обычаю, и поклонившись старцу в ноги, полагал пищу на лоточек, лежавший на столе в сенях. Со своей стороны, старец клал на лоточек же или малую частицу хлеба, или немного капусты. Пришедший брат внимательно замечал это. Этими знаками старец безмолвно давал знать, чего принести ему в будущее воскресение: хлеба или капусты. И опять пришедший брат, сотворив молитву, кланялся старцу в ноги и, испросив молитв его о себе, возвращался в обитель, не услыхав от отца Серафима ни единого слова. Всё это были только видимые, наружные знамения молчальничества. Сущность же подвига состояла не в наружном удалении от общительности, но в безмолвии ума, отречении от всяких житейских помыслов для чистейшего посвящения себя Господу."





Иконостас Свято-Серафимовского храма в Ските Почаевской лавры.
Здесь также хранится кусочек камня, на котором преподобный молился 1000 дней и ночей.


Стоит обратить внимание, что к такому подвигу полного молчания он приступил по благословению. Также этому предшествовала подготовка - благочестивая жизнь в миру, а также молитвы и труды в монастыре вместе со всей братией.

***

Это объясняется тем, что подвиг отшельничества нельзя начинать самочинно и без опыта монашеской жизни под руководством опытного наставника. Иначе вместо пользы подвижник может принести себе большой вред. Предупреждение об этом встречаются у многих святых, в том числе у преподобного Иоанна Лествичника:

"Некоторые кладут в строение кирпич поверх камня; другие утвердили столбы на земле; а иные, пройдя небольшую часть пути и разогрев жилы и члены потом шли быстрее. Разумеющий да разумеет, что значит это гадательное слово."

По изъяснению преподобного Иоанна Раифского и Илии Критского, святой Иоанн Лествичник говорит здесь об отрекающихся от мира. Утверждающие столбы на земле суть те, которые, отрекшись от мира, тотчас удаляются на безмолвное житие, не положив в общежитии основания для отшельничества чрез подвиги послушания, смирения и умерщвления страстей; и потому скоро падают и неудобно восстают.

О том, как относился преподобный Иоанн Лествичник к молчанию, мы можем узнать из его же слов: "Благоразумное молчание есть матерь молитвы, воззвание из мысленного пленения, хранилище Божественного огня, страж помыслов, соглядатай врагов, училище плача, друг слез, делатель памяти о смерти, живописатель вечного мучения, любоиспытатель грядущего суда, споспешник спасительной печали, враг дерзости, безмолвия супруг, противник любоучительства, причащение разума, творец видений, неприметное предуспеяние, сокровенное восхождение."

"Молчание Иисусово постыдило Пилата; и безмолвие уст благочестивого мужа упраздняет тщеславие".





Куст Неопалимой купины в монастыре святой Екатерины на Синае.
Одним из игуменов монастыря был преподобный Иоанн Лествичник.


Примечателен следующий эпизод из жития святого: "Некоторые, подстрекаемые завистию, называли преподобного Иоанна Лествичника излишне говорливым и пустословом. Но он вразумил их самих делом и показал всем, что «вся может о укрепляющем всех Христе" (Флп. 4:13); ибо молчал в течение целого года, так что порицатели его превратились в просителей и говорили: заградили мы источник приснотекущей пользы, ко вреду общего всех спасения. Иоанн же, чуждый прекословия, послушался и снова начал держаться первого образа жизни.

Потом, все, удивляясь преуспеянию его во всех добродетелях, как бы новоявленного Моисея, поневоле возвели его на игуменство братии и, возвысивши сей светильник на свещник начальства, добрые избиратели не погрешили."

***


"Молчание подготовляет душу к молитве. Тишина – как благотворно действует на душу!"
(преподобный Никон Оптинский (Беляев)

***

Молчание сохранишь, если будешь говорить сам в себе: что хорошего имею сказать я, столь малосмысленный и дурной, что и говорить-то недостоин, недостоин даже и к людям причисляться? (преподобный Симеон Новый Богослов).





Икона преподобного Феодора Студита, который писал:
"..<Молчание> душу молчащего исполняет радованием паче всякой радости,
ибо таковой имеет собеседником Духа Святаго".



Еще один пример пользы от благоразумного молчания мы видим в житии в житии преподобного Арсения, которого Церковь удостоила титула Великий. «Много раз я сожалел о словах, которые произносили уста мои, но о молчании я не жалел никогда», - писал он. К подвигу молчания он, также как и преподобный Серафим Саровский приступил не сразу, а после того, как проходил по­слу­ша­ние под ру­ко­вод­ством пре­по­доб­но­го ав­вы Иоан­на Ко­ло­ва. За это время пре­по­доб­ный Ар­се­ний Великий пре­взо­шел в по­движ­ни­че­стве мно­гих от­цов-пу­стын­ни­ков. Ко­гда он мо­лил­ся, чтобы Гос­подь на­учил его спа­стись, то в от­вет на это был го­лос с неба, го­во­рив­ший: «Ар­се­ний! Скры­вай­ся от лю­дей и пре­бы­вай в мол­ча­нии, это ко­рень доб­ро­де­те­ли». С тех пор пре­по­доб­ный Ар­се­ний по­се­лил­ся вне ски­та, в уеди­нен­ной кел­лии, при­няв по­двиг без­мол­вия, при­хо­дя в цер­ковь толь­ко в празд­нич­ные и вос­крес­ные дни, ни с кем не бе­се­до­вал, со­блю­дая пол­ное мол­ча­ние.

***

Думается примеры отшношения к молчанию, которые мы видим у монахов, могут послужить образом и для мирян. "Свет монахов суть Ангелы, а свет для всех человеков – монашеское житие", - пишет преподобный Иоанн Лествичник. Поэтому, взирая на древние патерики, и мирянин при помощи своего духовного руководителя может приобрести правильное отношение к этой добродетели. Желательно при этом избегать крайностей. Ведь еще преподобный Пимен Великий говорил, что все неумеренное – от бесов.





Икона преподобного Исаака Сирина

А вот, что пишет о молчании преподобный Исаак Сирин, который ради молчания оставил архиерейскую кафедру: "Кто любит собеседование со Христом, тот любит быть уединенным. А кто любит оставаться со многими, тот друг мира сего. Если любишь покаяние, возлюби и безмолвие. Ибо вне безмолвия покаяние не достигает совершенства. И если кто будет противоречить сему, не входи с ним в состязание. Если любишь безмолвие - матерь покаяния, то с удовольствием возлюби и малый телесный вред, и укоризны, и обиды, какие польются на тебя за безмолвие...

Восчувствовавший грехи свои выше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых, когда обитель его будет среди многолюдства. Кто один час провел воздыхая о душе своей, тот выше доставляющего пользу целому миру своим лицезрением. Кто сподобился увидеть самого себя, тот выше сподобившегося видеть Ангелов. Ибо последний входит в общение очами телесными, а первый очами душевными. Кто последует Христу в уединенном плаче, тот лучше похваляющегося собою в собраниях."

Об Авве Исааке преподобный Иосиф Исихаст говорил так: «Если бы были утрачены все писания святых отцов-пустынников о трезвении и молитве и сохранились бы только подвижнические слова Аввы Исаака, их было бы достаточно, чтобы научить человека жизни в безмолвии и молитве с начала и до конца. Эти творения раскрывают подвижническую жизнь от А до Я, и их одних достаточно, чтобы с первых шагов наставить человека и привести его к совершенству».

В статье также использованы материалы с сайтов biblioteka3, azbukaspaseniya.com