Путь к совершенству преподобного Паисия Величковского Печать

Преподобный Паисий родился в городе Полтаве, в семье Иоанна Величковского в 1722 году 21 декабря, на память преставления святителя Петра, и наречен был во имя этого святого. Отцовская линия Петра была духовного сословия — брат, отец, дед и прадед были священниками, окормляя один и тот же приход города Полтавы — церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы. Четырех лет от роду младенец лишился отца, а в отрочестве лишился и брата.

Попечителем и воспитателем Петра стала его мать Ирина.

Грамоте отрок был обучен по Псалтири и после этого по желанию матери и прихода Успенской церкви на тринадцатом году был отдан на учение в Киевскую Духовную Академию. Здесь, в Академии, впервые Петр стал тянуться душой к монашескому житию; мудрым наставником в этом его стремлении был иеросхимонах Братского Богоявленского монастыря Пахомий, открывший в душе своего воспитанника чувство благоговения перед Словом Божиим.





Киево-Печерская Лавра летом

Отрок Петр, из Божественнаго Евангелия и святоотеческих писаний основательно дознал, что желающему монашествовать без послушания, смирения, безпристрастия (к вещам) и терпения, без верности и любви и совершеннаго отсечения своей воли и своего разсуждения, и вообще сказать – без тщательнаго исполнения всех Христовых заповедей, одною православною верою спастись отнюдь невозможно. Потому он положил в душе своей пред Богом твердую решительность, ради исполнения заповедей Христовых, вместе с верою всячески понуждаться и на добрыя дела. Как например: отнюдь не осуждать ближняго своего, хотя бы и своими очами увидел, что он грешит; ибо осуждающий ближняго своего сам себе присвояет достоинство Божие; а есть ли что страшнее сего? Также отнюдь не иметь ненависти к ближнему; ибо, по свидетельству Святого Писания, ненависть и злоба тяжелее всех грехов (1Иоан.3:15). От всего сердца и от всей души прощать ближнему всякое оскорбление, в надежде отпущения и своих грехов; ибо кто не прощает ближнему своему проступков или какой-либо обиды, тот и сам отнюдь не получит отпущения грехов своих от Отца Небеснаго. – Этот, данный Богу, обет свой он во всю свою жизнь, при помощи благодати Божией, выполнял на самом деле.

Так пребывал отрок, упражняясь в чтении и сказанном поучении. В особенности же он скорбел и плакал, недоумевая – что делать. И вот он с сокрушенным сердцем и со многими и горькими слезами, бия в перси свои, начал припадать ко Христу Богу и молиться дабы Он поставил его на путь спасения. В плаче же размышлял: что мне делать, и куда идти? Ощутив в душе сильное рвение к странствованию, он немедленно, оставив училище, удалился из города Киева и как некий нищий и странник, в печали душевной скитался, взыскуя отечества небеснаго. Ибо еще в юности даровал ему Господь седину разума, мудрости и смиренномудрия.

17-ти лет вступил в Любечский монастырь, перешел в скит Трейстены в Молдавии, оттуда — в скит Керкул, отличавшийся особенной строгостью монашеской жизни. Затем преподобный переселился на Афон, где основал особую монашескую общину — скит святого Илии. В 1758 году был рукоположен в священный сан.

Во всю свою жизнь преподобному Паисию приходилось терпеть множество скорбей и искушений. Например, желая найти духовного руководителя, он так и не достиг желаемого. Сам он позже написал об этом: «И нигде не пришлось мне пожить в повиновении у какого-нибудь отца, хотя, как вижу, устроение моей души в юности было весьма удобопреклонно к повиновению, но не получил я такого Божественного дара за свое недостоинство».

Но с Божьей помощью преподобный Паисий Величковский все-таки достиг духовного совершенства и сам стал мудрым наставником для множества монахов. Монашеское братство преподобного Паисия насчитывало около тысячи человек 23-х национальностей.





Икона преподобного Паисия Величковского

Труды святого пользуются большой популярностью у тех, кто желает спасти свою душу. Ниже приведем небольшую цитату святого в книге настоятеля Валаамского монастыря схиигумена Харитона (Дунаева):

"Преступление заповедей Господних во всех одинаково усматривается, но проявляется многоразлично: например, кто-нибудь положит себе за правило не преступать заповедь, не отдаваться страсти, но по некоторому обстоятельству или смущению или козни врага случится ему кого-нибудь оскорбить, или осудить, или разгневаться, или победится тщеславием, или спорить и оправдываться, или празднословить, или солгать, или объесться, или опиться, или скверное подумать, или что-нибудь подобное совершить. Чувствуя себя виноватым перед Богом, он тотчас же начинает укорять себя и с покаянием припадать перед Богом умною молитвою от сердца, да простит его Бог и подаст ему помощь не впадать больше в такие согрешения. И, таким образом, он полагает начало соблюдению заповедей и хранению своего сердца от злых прилогов в молитве, боясь и трепеща, чтобы из-за них не потерять Царствия Небесного. Другой же живет просто, нерадя о том, падает ли он, или стоит, и думая, что в настоящие времена нет людей, хранящих заповеди и боящихся преступить их, и что всякий волей или неволей погрешает перед Богом и бывает виновен в тех или иных тонких грехах и страстях: и потому он не хочет и беречься от них, считая это вещью невозможной. Считая себя ответственным лишь за прелюбодеяние и блуд, убийство и кражу, отраву и тому подобные смертные грехи и воздерживаясь от них, он мнит себя стоящим. К таковому относятся слова отцов: лучше падающий и восстающий, нежели стоящий и некающийся. Нужно удивляться, как оба эти человека повинные в одних и тех же всечастных грехах, являются различными перед Богом, да, думаю, и перед духовными людьми. Один совсем не знает падения и восстания, хотя им и владеют страсти; другой же падает и восстает, побеждается и побеждает, подвизается и трудится, не хочет отвечать злом за зло, но не удерживается вследствие привычки, старается не сказать чего-нибудь злого, скорбит, когда получает обиду, однако укоряет себя за то, что скорбит, и кается в этом, или, если и не скорбит о полученной обиде, то и не радуется. Все находящиеся в таком устроении суть противящиеся страсти, не хотят покоряться ей, скорбят и борятся. Отцы же сказали, что всякая вещь, которой не хочет душа, маловременна.

Хочу еще сказать об искореняющих страсти. Есть такие, которые радуются, когда получают обиду, но потому, что надеются иметь награду. Таковой и принадлежит к искореняющим страсти, но не с разумом. Другой радуется, получая обиду и считает, что он и должен был ее получить, ибо сам подал к тому повод. Таковой с разумом искореняет страсть. Есть, наконец, и такой, который не только радуется, будучи обижаем и считает себя самого виновным, но еще и скорбит о смущении своего обидчика. Да введет нас Бог в такое устроение души! "





Крестовоздвиженский монастырь, ул. Паисия Величковского 2А, г. Полтава
Здесь находится частичка мощей преподобного Паисия Величковского
Автор: Максим Бондаревский - собственная робота, CC BY-SA 4.0


Умер старец Паисий 28 ноября 1794 года в Нямецком монастыре и был похоронен в главном храме обители.

Святые мощи преподобного Паисия Величковского были обретены в 2013 году. Священный Синод Румынской Православной Церкви принял решение, что их частицы не будут раздаваться по храмам и монастырям. Исключение было сделано лишь для четырех мест: Ильинского скита на Святой Горе Афон, основанного святым Паисием, монастырей Драгомирна и Секул, в которых преподобный был игуменом, и родины святого — г. Полтавы.

28 ноября 2016 года Высокопреосвященнейший архиепископ Ясский, митрополит Молдовы и Буковины Феофан доставил в Полтаву ковчег с частицей мощей преподобного Паисия Величковского. С тех пор святыня постоянно находится в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре.

Также в честь святого в Полтаве есть улица Паисия Величковского.