Последние публикации
Житие Николая Романовского |
Детство. Отрочество. Юность. Священномученик протоиерей Николай Александрович Романовский родился в 1869 году в селе Липецкое Ананьевского уезда (ныне Одесская область) в семье протоиерея отца Александра Венедиктовича и матушки Марии Иосифовны Романовских. При святом Крещении новорожденного нарекли именем Николай, что с греческого означает "побеждающий народ'. В семье было еще несколько детей. Известно, что сын Димитрий работал юристом в Одессе и впоследствии также был репрессирован; известно также, что дочерей звали Анна и Софья. К сожалению, это все, что теперь мы можем узнать о семье, где рос и воспитывался Николай Романовский. Хотя о духе, царившем в их доме, может свидетельствовать надпись на пожелтевшей от времени фотографии, где запечатлен батюшка, о. Александр со своей незабвенной супругой. На обратной стороне фото читаем: "Дорогому сыну нашему Священнику Николаю Александровичу и супруге его, милой невестке нашей Дарии Георгиевне, на молитвенную память о родителях, сердечно желающих и Вам благополучно, в добром здравии дожить и праздновать 50-летний юбилей счастливого супружества Вашего. Господь да благословит Вас и чад Ваших! Будьте счастливы и не забывайте нас в молитвах Ваших! 4 февраля 1904 г. " Путь к иерейскому сану. Маленький Николай, еще с детства возлюбив молитву "паче злата и топазия", принял решение идти по священническим стопам отца и поступил в Одесскую Духовную семинарию. Окончив курс наук в 1889 году со званием студента семинарии, будущий пастырь постановлением правления Одесского Духовного училища 1 ноября того же года был назначен надзирателем над его учениками. В 1890 году состоялось венчание молодого выпускника Одесского Духовного училища с дочерью священника Георгия Гуковича Дарией, окончившей в свое время Одесское епархиальное училище. Наступил день, когда Господь призвал будущего страстотерпца на несение крестного подвига в высоком сане священства. 4 ноября 1890 г. Преосвященным Мемноном(Вишневским), епископом Елисаветградским, диакон Николай Романовский был рукоположен в сан иерея и, согласно прошению, Указом Херсонской Духовной консистории определен на священническое место в Николаевскую церковь села Касперо-Николаевка Херсонского уезда. Здесь же, в Свято-Никольской церкви, и был крещен первый сын о. Николая, Александр. На ниве Божьей.
Видя потребность в народном просвещении и научении слову Божию, молодой священник открывает в 1891 году в Касперо-Николаевке и Ново-Бирзуловке церковно-приходские школы, а в следующем году и школу в Михайловке. Просматривая послужной список подвижника, который красноречиво свидетельствует о ревности пастыря, читаем: "... в 1892 году 20 сентября избран и епархиальным начальством утвержден в должности члена благочиннического Совета Новоодесского округа. В 1895 году за отличную усердную законоучительскую службу награжден набедренником, в 1895-м году, 22 сентября, резолюцией Высокопреосвященнейшего Иустина, архиепископа Херсонского и Одесского, назначен инспектором церковноприходских школ по району Николаевского отделения; в 1895-м году, 3 октября, вторично избран и утвержден епархиальным начальством в должности члена благочиннического Совета Новоодесского округа. В 1895-м году 28 декабря, согласно прошению, резолюцией Высокопреосвященнейшего Иустина, архиепископа Херсонского и Одесского, перемещен к настоящему месту". (Здесь речь идет о назначении отца Николая третьим священником в Богородичную Всех Скорбящих Радосте (Ново-Купеческую) церковь г. Николаева, где прослужил более десяти лет, вплоть до 1907 года). В этом же храме были крещены шестеро детей отца Николая, о чем свидетельствуют записи метрической книги, сохранившейся в архиве. В 1909 году священник Николай Романовский был назначен настоятелем Свято-Никольской греческой церкви г. Николаева, где и прослужил четверть столетия вплоть до репрессии. Много сил отец Николай продолжает отдавать делу образования. Как инспектор церковноприходских и воскресных школ Николаевщины, он много внимания уделял различным сторонам жизни учителей и учащихся. Его интересовали образование педагогов, участие в церковных богослужениях, соблюдение постов, влияние школы на учащихся в деле воспитания и многое другое, без чего немыслим полноценный учебно-воспитательный процесс. Об этой деятельности о. Николая свидетельствует его личный дневник из 400 страниц рукописного текста, который в настоящее время хранится в фондах Николаевского областного краеведческого музея. В апреле 1901 года прот. Николаю Романовскому было поручено преподавание Закона Божия в Николаевской Мариинской женской гимназии (ныне Первая Украинская гимназия г. Николаева). В этом учебном заведении батюшка читал настоящий предмет более 15 лет - до 1918 года, который принес с собой страшный декрет об отделении государства и школы от Церкви. Неутомимый проповедник веры всегда памятовал наставления святителя Иоанна Златоуста, что "достоинство пастыря и учителя состоит не в том, чтобы стараться о приобретении чести и славы у своих учеников, но в том, чтобы вести их ко спасению". Однако не только дар педагога был присущ отцу Николаю, но и дар сострадания, особенно к тем, кому требовалась его помощь. А время было неспокойное. В 1914 году началась Первая мировая война, принесшая много бед нашему многострадальному народу. И от этих событий истинный делатель Христов не мог стоять в стороне. Документ, писанный рукой святого, как и большинство чудом сохранившихся документальных свидетельств того времени, гласит: "Поразивший русское общество неожиданный клич Державного Вождя стать на защиту родной земли от дерзкого врага, глубоко запал в сердце каждого из нас, и откликнулись на него все верные сыны и дщери дорогой Родины без различия званий, положения и состояний. Отозвалось на этот клич и наше скромное церковно-приходское попечительство при Свято-Никольском храме города и по почину нескольких своих членов без промедления, после первого же молебна с чтением Высочайшего Манифеста об объявлении войны, поспешило со своей лептой на общее дело спасения Отечества. Тут же в храме после молебна было решено экстренно созвать собрание попечительства и дружно взяться за святое дело поддержки доблестных защитников Родины по мере наших сил...». Церковный хор, под управлением регента Н. Г. Лаврентьева, организовывал духовные концерты, средства от которых шли на потребности нуждающихся. Источником доброхотных средств также была церковная кружка и пожертвования мирян по подписным листам. В трудное время 1916 - 1917 гг. была организована помощь беженцам, созданы летние школы для их детей.
В страшные годы Господь благословил отца Николая совершать свой крестный подвиг. Нельзя даже сравнить это время со временем гонения на Церковь в первые века христианства. Ведь тогда гонения носили локальный характер, длившиеся лишь короткие периоды. А в ХХ веке были годы дикого разгула воинствующего атеизма, когда лозунг "Бога нет" искусственно вживлялся в человеческое сознание, отравляя общество духом безбожия и безверия, безнравственности и бесстыдства, попирая и разрушая крепкие устои семьи и духовный облик Отечества. Это было время неистовых гонений: как в городе и области, так и по всей стране проводилось массовое закрытие культовых сооружений. Что довелось пережить прот. Николаю вместе со всей Православной Церковью в те годы, можно только представить, прочитав несколько исторических документов прошлого столетия. Историческая справка: В 1930 году газета «Красный Николаев» писала: "Рабочие завода А. Марти, «Водтранса» и мастерских военного порта взяли в решительный штурм 6 церквей города. Во всех этих церквях были сняты колокола, всего в них 1300 пудов цветного металла». Та же газета «Красный Николаев» в том же году сообщала: «В с. Пески Баштанского р-на закрыли церковь под школу. На площади сожгли 6 возов икон. Из 350 домов только 20 не отдали иконы. В селе Софиевка Новобугского р-на вывезли за село и спалили 200 икон, всего захвачено по Новобугскому р-ну — 13 церквей. Священников арестовывают...". Это страшные факты, о которых знал и горько скорбел прот. Николай Романовский. Сколько раз НКВД вызывало батюшку к себе с требованиями прекратить проповедовать (а отец Николай был великолепнейшим проповедником!), или же попросту уйти за штат. Сколько раз сыпались в адрес батюшки предупреждения и угрозы даже за то, что он постоянно ходил в рясе. Новая власть боялась этого, ведь сам священнический облик пастыря - это уже проповедь. Общительный, всегда по-особому умиротворенный, он привлекал к себе сотни людей. Его уважали и любили, любили так, как может благодарная человеческая душа любить своего духовного наставника. Люд прислушивался к его словам и особенно к советам. Одним словом, он был душой народа. Дом Романовских всегда был полон детей (только своих у отца Николая было восемь). Сюда приходили все - и простые рабочие, и интеллигенция. Редко какого гостя матушка Дарья отпускала из дома, предварительно не усадив его за стол. Всегда с особым трепетом исполнялись духовные песнопения. Очень певучей была семья отца Николая. И этот молитвенный настрой семьи невольно передавался всем, кто был вхож в этот гостеприимный дом. Но вот однажды в дверь в очередной раз постучали. На пороге появились сотрудники НКВД с соответствующими документами. Начался обыск, окончившийся арестом батюшки. Вместе с отцом арестовали и сына Антония. После обыска конфисковали имущество. Забрали книги, часть мебели. Вынули даже перину из-под парализованной уже на то время матушки Дарии. Представ перед пролетарским судом, протоиерей Николай Романовский был обвинен по ст. 54 к. п. 4, 10, 11 УК УССР и приговорен к 8-летнему заключению c конфискацией имущества и направлен в Карлаг (Карагандинский лагерь). Но Карлаг не сломил страдальца. Даже оттуда он утешал родных в кратеньких письмах, оканчивавшихся, как правило, словами: "Любящий тебя, твой заживо погребенный Отец". Предвидя конец своего земного пути, о. Николай в конце 1935-го года пишет прощальные письма родным. Вот одно из них, адресованное его супруге, матушке Дарии: "35г. Мой Ангел-хранитель на всей многолетней моей трудовой жизни! Что же я могу сказать тебе в своем прощальном послании? Земно тебе кланяюсь и прошу прощения за то, что хотя и против своей воли причинил тебе на склоне лет твоих такое великое горе. Мечтал я о другом, но пути Господни неисповедимы. Не печалься, мой Ангел, и сейчас. Вспомни о том, что многомилостивый Промыслитель даровал нам неоценимое сокровище - добрых чад наших, и теперь ты обладательница этим богатством одна, не грусти обо мне, а порадуйся тому, что Господь сподобил и меня грешного воспринять такой крест мучения. Без ропота несу этот крест с усердной молитвой: накажи здесь, Господи, и помилуй в вечности. Не горюй о том, что может быть здесь мы разлучились уже до конца нашего земного странствия, а моли Бога о том, чтобы он сподобил меня быть в вечности там, где будешь ты, мой кроткий светлый Ангел-хранитель. Моя греховность смущает меня, но я верю в то, что твоя молитва не раз, видимо, охраняющая меня на земле, послужит к моему спокойствию в вечности. Вспоминай почаще меня в молитвах своих, как теперь, во время моих страданий, так особенно, когда вдали от дорогих, близких, закончатся мои страдания. Попроси, если будет возможность, чтобы заочно было отпето мое погребение. В жизни своей утешайся благополучием чад своих. Если силы позволяют, живи у всех понемногу, чтобы не быть никому из них в тягость. Я уверен в том, что дорогие чада наши все возможное сделают, чтобы успокоить твою старость. Горячо молю Всевышнего о твоем и их благополучии, горячо целую тебя, моя дорогая. Прощай и прости! Твой беззаветно любящий заживо погребенный Николай". Что еще можно добавить к этим строкам? В них страдание, глубокое понимание конца своего земного пути и величайшая вера и упование на Божественную волю своего Творца. Вся семья о. Николая не могла смириться с арестом безвинного отца. Кассационная жалоба, заявления с просьбой о пересмотре дела в Верховный Суд УССР и его Президиум были не удовлетворены — приговор был оставлен без изменения. Никакого послабления не дало и заключение тюремного врача о плохом состоянии здоровья 67-летнего заключённого. Тогдашнее правительство посчитало целесообразным этапировать отца Николая подальше, в Карагандинские лагеря казахстанских степей, тем самым сразу решая два вопроса: выполнение положения, утверждённого замнаркома НКВД УССР об очистке г. Николаева от контрреволюционных элементов и, самое главное, лишало храм святителя Николая стойкого авторитетного настоятеля, делающего всё возможное и невозможное для предотвращения закрытия церкви. Письма Вышинскому, поездка дочерей в Москву к Н. Крупской и Е. Пешковой — всё снова осталось безрезультатным. Единственная возможность хоть как-то облегчить участь заключённого - это свидания и передачи продуктов, вещей, которые изредка разрешались лагерным начальством. Для осуществления этих возможностей младший сын о. Николая, Виктор, немедленно едет в Казахстан и устраивается прорабом на стройках Новой Караганды. Карлагерь находился в районе Старой Караганды, а именно — на станции Долинка. В октябре 1937 г. всякая переписка и свидания прекратились. Объяснение было следующим: «Заключенные переведены в другой лагерь, сведений о них никаких нет», — хотя страдальцы пребывали там же. Для о. Николая это были последние дни и последний год его земной жизни. Именно в октябре 1937 г. тройка НКВД Карагандинской области заново судила священника Романовского за то, что он решительно отказался от спровоцированного привлечения его к группе "обновленцев", а участвовал в собраниях священнослужителей истинной Православной Церкви (что отец Николай и не отрицал на допросе). 20 ноября 1937 г. тройка УНКВД по Карагандинской области осудила протоиерея Николая Романовского по ст. 58 - 10, 11 и приговорила к высшей мере наказания - к расстрелу. Он был расстрелян вместе со своим сыном Антонием в тот же день. (Исполнение приговора засвидетельствовано в выписке из акта). Дети продолжали разыскивать своего без вести пропавшего отца. Уже после смерти Сталина старшая дочь в 1955 г. отправляет письмо-запрос в управление Карагандинских лагерей МВД в надежде что-то узнать об отце. Ответ (письмо №222/р-74 от 23.12.55 г.) был безрезультатным: "такого не было". После неоднократных запросов в июле 1959 г. из Карагандинского райзагса пришло свидетельство о смерти №539910, в котором констатирована смерть 20 ноября 1941 г. от крупозной пневмонии. Но эти "официальные" сведения оказались ложными. Запросы в облпрокуратуру г. Николаева также были безрезультатны. И лишь, обратившись за помощью в Комиссию при Священном Синоде Московской Патриархии, а также в украинское общество "Мемориал", был наконец получен документ — "Справка о реабилитации" от 7 марта 1992 г., где было указано дату реабилитации жертв политических репрессий прокуратурой Украины — 17 апреля 1991 г. , на основании документов Карагандинского Областного суда. (Оказалось, что спустя 20 лет после расстрела, в 1957 году, постановлением Президиума Карагандинского областного суда протоиерей Николай Романовский был посмертно реабилитирован). Место погребения отца Николая неизвестно. Вероятно, его честные мощи лежат где-то в братской могиле карагандинских степей, обильно напитанных кровью, вместе с тысячами останков таких же невинно осужденных и убиенных. Священномучениче отче наш Николае, моли Бога о нас!
Раз и навсегда приняв за основу слова Христа Спасителя: «Если кто хочет идти за мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной» /Мф. 16. 24./, - такие люди, как отец Николай и многие новомученики прошли великолепнейшей дорогой от земного к Небесному. И этой дорогой сквозь тернии они не только шли сами, а вели за собой многих и многих, тех, кто был живым свидетелем их стояния в вере, исповедничества и подвига. |