Последние публикации
18.07.2016 День памяти преподобного Сергия Радонежского |
18 июля, в день памяти обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, митрополит Николаевский и Очаковский Питирим совершил Божественную литургию на приходе г. Николаева в честь этого святого (ул. Театральная 8/1 в сквере за ДК "Молодежный"). Архипастырю сослужили благочинные Городского и Жовтневого округа архимандрит Варнава (Гладун), протоиерей Петр Струкало, председатель информационно-просветительского отдела епархии и настоятель храма протоиерей Виктор Обезюк и духовенство храма. После богослужения и крестного хода Владыка освятил новые купола и кресты для храма. Также за труды во славу Святой Церкви были награждены архиерейскими грамотами благотворители прихода: Драга Анатолий Борисович, Зейналов Анатолий Ибрагимович, Димитрова Евгения Михайловна. В слове к верующим Владыка отметил некоторые особенности подвига преподобного Сергия Радонежского. В частности его воздержание, нестяжательность и смирение. Также митрополит Питирим обратил внимание на множество учеников, которых воспитал святой. Среди них - преподобный Андрей Рублев, известный иконописец, написавший икону Пресвятой Троицу. Начиная отшельнический подвиг, будущий святой поселился в 10 верстах от Радонежа, в глубоком лесу. Здесь была построена келья и малая церковь. Так возникла знаменитая обитель преподобного Сергия, на месте которой со временем была возведена величественная Троице-Сергиева Лавра. Около двух лет святой подвизался один в лесу. Но как ни старался преподобный скрывать свои подвиги, слава о них распространилась и привлекла к нему других иноков, желавших спасаться под его руководством. Они стали просить Сергия принять сан священника и игумена. Сергий долгое время не соглашался, но видя в их неотступной просьбе призвание свыше, сказал: “Желал бы лучше повиноваться, чем начальствовать, но страшусь суда Божия и предаю себя в волю Господню”. Это было в 1354 г., когда святитель Алексей вступил на кафедру московского митрополита. Митрополит Алексей любил преподобного Сергия, как друга, поручил ему примирять враждовавших князей, возлагал на него важные полномочия и готовил себе в преемники. Но Сергий отказался от этого избрания. Однажды митрополит Алексей хотел возложить на него золотой крест в награду за труды, но Сергий сказал: “От юности своей я не носил на себе золото, в старости же тем более хочу пребыть в нищете” — и решительно отклонил от себя эту почесть. Великий князь Димитрий Иванович, прозванный Донским, чтил преподобного Сергия, как отца, и просил у него благословения на борьбу с татарским ханом Мамаем. Фото: Дионисий Корелов Жизнь и труды преподобного Сергия в истории нашего монашества имеют особое значение, потому что он положил начало жизни пустынников, устроив вне города обитель с общиножитием. Устроенная на новых началах обитель Святой Троицы сначала во всем терпела крайнюю скудость; ризы были из простой крашенины, священные сосуды были деревянные, в храме вместо свечей светила лучина, но подвижники горели усердием. Святой Сергий подавал братии пример строжайшего воздержания, глубочайшего смирения и непоколебимого упования на помощь Божию. В трудах и подвигах он шел первым, а братия следовала за ним. При всей возможной ограниченности потребностей доводилось иногда испытывать нужду и самому преподобному. Один раз, когда он уже был игуменом монастыря, у всей братии случился крайний недостаток пищи, а у него самого совсем не стало ни хлеба, ни соли. Три дня он переносил голод, но на четвертый день, будучи не в состоянии больше терпеть его, взял топор и пошел к одному старцу, по имени Даниил, у которого был лишений хлеб и который вместе с тем нуждался в плотнике. «Я слышал, старче, – сказал Сергий Даниилу, – что ты желаешь пристроить сени к своей келии; чтобы не быть праздным, я пришел к тебе поставить сени». – «Действительно, я желаю пристроить сени в келии, – отвечал Даниил, – давно приготовлен у меня для этого и лес, и только жду из села плотника; а что касается до тебя, – прибавил он Сергию, – то боюсь, что ты слишком дорого возьмешь с меня за работу». Сергий отвечал, что он много не возьмет, а лишь те гнилые хлебы, которые есть у него, и прибавил, что он сделает ему сени лучше всякого плотника. Даниил вынес Сергию решето гнилых хлебов (т. е. наломанных кусков хлеба) и сказал: «Вот, если это хочешь получить за работу, то с удовольствием дам, а больше не могу ничего дать». Сергий отвечал, что этого более чем достаточно, и, сказав Даниилу, чтобы возьмет хлебы только когда сделает дело, принялся за работу. Целый день он работал, и к вечеру были готовы сени. Тогда взял он от Даниила заработанные хлебы и утолил ими голод. . Через несколько лет после основания обители около нее стали селиться крестьяне. Невдалеке от нее шла большая дорога к Москве и на север, благодаря чему средства обители стали возрастать, и она по примеру Киево-Печерской Лавры стала щедро раздавать милостыню и принимать на свое попечение больных и странников. Слух о святом Сергии достиг Константинополя, и патриарх Филофей прислал ему свое благословение и грамоту, которой утверждались новые порядки пустынного общиножития, заведенные основателем Свято-Троицкой обители. |