20.08.2017 Неделя 11-я по Пятидесятнице. Кто любит Бога, тот полностью доверяет Ему |
19 августа, накануне престольного праздника, Митрополит Николаевский и Очаковский Питирим в сослужении настоятеля храма протоиерея Анатолия Романюка и духовенства епархии совершил всенощное бдение в кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы. 20 августа, в день памяти святителя Митрофана Воронежского, Архипастырь совершил раннюю Божественную литургию в сослужении духовенства кафедрального собора. За богослужением Владыка рукоположил Дионисия Корелова в сан диакона. В слове к собравшимся Митрополит Питирим отметил, что в лице святителя Митрофана мы имеем истинный пример инока, святителя и чудотворца, который жил в любви к Богу и ближним. Тогда было сложное время - Петр I менял порядки в стране. Царь был очень непростым человеком, и мы знаем из истории, что в те времена часто слетали с плеч головы, несогласные с ним. Однако святитель Митрофан сумел найти подход к нему, помогал царю в постройке флота и даже не боялся обличать царя, когда он в чем-то отклонялся от православного благочестия. За свои добродетели и твердость в православной вере святой Митрофан снискал уважение Петра I, и когда святитель преставился ко Господу, то царь лично нес гроб с его телом. - Кто любит Бога - тот полностью доверяет Ему - отметил Владыка. Также Архипастырь напомнил вопрос воскресшего Господа к апостолу Петру: "Любишь ли ты Меня?",и обратил внимание что у тех, кто любит Бога есть мужество. Это мы видим читая жития святых. Также на примере преподобного Николы Святоши Митрополит Питирим обратил внимание на то, как Господь прославляет любящих его. Никола Святоша († 1143), был правнуком великого князя Ярослава Мудрого и сыном князя Давида Святославича Черниговского († 1123), но оставил княжение, чтобы быть иноком. В то время было много князей, но все они забыты, а святого Николу Святошу любят и почитают и в наше время. В слове на Евангельское чтение о немилосердном должнике, Архипастырь напомнил, что все мы должники перед Богом и поэтому каждое утро в молитве "Отче наш" просим у Него: "И остави нам долги наша как и мы оставляем должником нашим". Фото: протоиерей Геннадий Коробков, Родион Дроздов Из беседы на молитву Господню священномученика Владимира (Богоявленского). Мф. 6:12. «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим.» ...прошение это имеет в основе своей смиренное сознание и исповедание того, что мы великие пред Богом грешники и заслуживаем одного только наказания. Поэтому не может по-христиански молиться этой молитвой фарисей, который сам себя оправдывает, сам себе оставляет долги свои или когда приносит молитву Богу, то рассчитывается с Ним, покрывая грехи свои тем добром, которое он сделал, причем он делает даже начет на Бога, находит излишек и предъявляет, так сказать, иск к Богу, требуя уплаты за излишек. Пятое прошение скорее предполагает сердце мытаря, которое в сознании многих и великих своих прегрешений не находит никакого средства к избавлению от них, кроме одной милости Божией. «Боже», – говорит он, – «милостив буди мне, грешному»!Братия! Как много причин имеем мы обратить особенно строгое внимание на это словечко – «наши» и просить у Бога прощения «наших» грехов! Они все падают на нас, они все ответственны для нас, грехи эти, не только наши собственные, лично нами соделанные, но и грехи наших братий, и не в том только смысле, что и наши братья, подобно нам, нуждаются в благодатной помощи и отпущении грехов, и наша братская любовь должна побуждать нас просить за них об этом Бога, но и в том, что их грехи вместе с нашими обвиняют нас пред Богом, прибавляют лишний слой к массе наших грехов, увеличивают нашу вину, делая более тяжкою нашу ответственность на Страшном Суде. Ни один человек не живет для себя только одного, и никто не делает грехов для себя только одного. Мы никогда не можем сделать добрым то, что сделано нами дурного, и никогда не можем возместить или уплатить того, что должны мы нашему Богу, ибо каждый день увеличивает сумму наших грехов и делает нас все более и более виновными пред судом Его. Только один Бог может быть нашим поручителем и ответчиком; только один Он может освободить нас от ответа, сложить со счетов долги наши, сделать употребление из своего высочайшего царского права помилования и сказать: «Прощается, слагается со счета!» Ибо иначе здесь ничего не может сделать и Он Сам, иначе и Сам Всемогущий Бог не может освободить нас от грехов наших. И Сам Бог не может зла, сделанного тобою, совершенно изъять, уничтожить, сделать его, так сказать, несделанным, неосуществленным. Это есть то единственное, святое ограничение, которое Он Сам сделал для Своего всемогущества. В том и заключается самая серьезная и самая ужасная сторона греха, что и Сам Бог при всем Своем всемогуществе не имеет никакого более средства изгладить или уничтожить грехи наши, как только простить их, оставить без взыскания. Потому-то мы и просим в этой молитве, чтобы Он оставил вне Своего взыскания, презрел грехи наши, употребив при этом Свое великое милосердие, и принял во внимание искупительные заслуги нашего Спасителя, Который Сам научил нас молиться: «Отче, остави нам долги наша», даже более, Который Сам принес Себя в жертву и сделался нашим Искупителем. Даруй нам собственным опытом познать, на себе самих испытать справедливость той истины, что «и» «деже бо умножися грех, преизбыточествова благодать» (Рим. 5:20). Если же Небесный Отец наш действительно проявляет и дает такую благодать, внимая твоей, друг, молитве, и успокаивает, и умиротворяет твою душу прощением грехов твоих, то старайся ближе принимать к сердцу и с должным благоговением произносить те слова, которые Учитель преподал ученикам Своим в пятом прошении, повелев говорить так: «Отче, остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Что же выражают слова эти, и в каком смысле мы должны употреблять их? Не в том, конечно, смысле, будто мы нашу готовность прощать наших обидчиков хотим предложить здесь Богу, как побуждение и основание, по которому Он обязан прощать и нас. Равно и не в том, будто мы просим здесь Небесного Отца прощать нас в такой мере и степени, в какой мы прощаем наших обидчиков. В этом случае мы сделали бы очень плохой и неправильный расчет, требуя от наших должников каких-нибудь сотен грошей, тогда как сами должны нашему Небесному Отцу десять тысяч талантов. Скорее мы изъявляем здесь пред Богом нашу сердечную готовность, в благодарность за Его помилование нас, прощать со своей стороны и наших должников или обидчиков. Таким образом, словами пятого прошения «якоже и мы оставляем должником нашим» Господь требует от нас, чтобы и мы со своей стороны были готовы прощать и искренно благотворить тем, которые погрешают против нас. |