Последние публикации
- 19.01.2021 Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
- 18.01.2021 Крещенский сочельник в кафедральном соборе Николаева
- Священномученик Онуфрий (Гагалюк) - хранитель чистоты православия
- Святитель Феофан Затворник о приготовлении ко Святому Причащению
- 15.01.2020 День памяти преподобного Серафима Саровского
Поделиться ссылкой
"Все миллионеры мира могут позавидовать мне" - о духовной радости |
![]() |
![]() |
![]() |
Этот случай из своей жизни приводит архимандрит Амвросий (Юрасов).
К оптинским старцам со всех концов России приезжали на исповедь богомольцы, чтобы получить духовную помощь и поддержку. И все, кто с искренним покаянием исповедовали свои прегрешения, получали просимое. Мария пишет о силе благодатной помощи старца, о духовном возрождении после того, как батюшка поисповедовал ее и прочитал разрешительную молитву:
Плакала так, что думала, захлебнусь, утону в слезах. Целовать крест не могла и как была с опущенной под епитрахилью головой, так и осталась. Батюшка поднес крест совсем близко. Затем, взяв меня за руку, сказал: — Больше этих грехов ты не будешь открывать на исповеди никому, они прощены там, — и он указал рукой на небо. Я плакала все сильнее. — Разве, дитя мое, ты не рада, что все так случилось, и Господь открыл мне твои грехи? — Я страшно рада, батюшка, я всю жизнь молилась о послании мне такого человека и к вам за этим ехала. — Ну вот Господь и услышал твою молитву." ![]() Почаевская Лавра Архимандрит Лазарь (Абашидзе) подробно объясняет, почему Таинство Исповеди вновь помогает обрести смысл и радость жизни даже закоренелым грешникам: "Господь Иисус Христос сказал, обращаясь к ученикам Своим: Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18, 18). И в другом месте Спаситель, дунув, сказал апостолам: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 22–23). Апостолы же, исполняя волю Господа, передали эту власть своим преемникам – пастырям Церкви Христовой, и по сей день каждый верующий православно и исповедующий чистосердечно пред православным священником свои грехи может получить через его молитву разрешение, прощение, полное отпущение их. В этом и состоит суть таинства покаяния. Для того чтобы это таинство свершилось, необходимы: со стороны кающегося – искреннее покаяние, раскаяние в своих грехах, желание оставить грех, не повторять его; вера в то, что таинство покаяния имеет силу очистить и смыть по молитве священника чистосердечно исповеданные грехи; необходимо также условие, чтобы исповедь принимал православный иерей – служитель истинной Христовой Церкви, которая одна только хранит полноту благодати, дарованной нам Богом. ![]() Преподобный Серафим Саровский Об этой благодати свидетельствует беседа Н. А. Мотовилова с преподобным Серафимом Саровским. По молитвам великого старца Мотовилову открылось действие Святого Духа: "– Что же чувствуете вы теперь? – спросил меня отец Серафим. – Необыкновенно хорошо! – сказал я. – Да как же хорошо? Что именно? Я отвечал: – Чувствую я такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу! – Это, ваше Боголюбие, – сказал батюшка Серафим, – тот мир, про который Господь сказал ученикам Своим: «мир Мой даю вам, не якоже мир дает, Аз даю вам» (Ин.14:27). «Аще бо от мира были бысте, мир убо любил свое, но якоже избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир» (Ин.15:19). Обаче «дерзайте, яко Аз победих мир» (Ин.16:33). Вот этим-то людям, ненавидимым от мира сего, избранным же от Господа тот мир, который вы теперь в себе чувствуете; мир, по слову апостольскому, "всяк ум преимущий» (Флп.4:7). Так его называет апостол, потому что нельзя выразить никаким словом того благосостояния душевного, которое он производит в тех людях, в сердца которых его внедряет Господь Бог. Христос Спаситель называет его миром от щедрот Его собственных, а не от мира сего, ибо никакое временное земное благополучие не может дать его сердцу человеческому: он свыше даруется от Самого Господа Бога, потому и называется миром Божием... ...Что же еще вы чувствуете? – Необыкновенную радость во всем моем сердце! И батюшка отец Серафим продолжал: – Когда Дух Божий снисходит к человеку и осеняет его полностою Своею наития, тогда душа человеческая преисполняется неизреченною радостью, ибо Дух Божий радостотворит все, к чему бы Он ни прикоснулся. Эта та самая радость, про которую Господь говорит в Евангелии Своем: «жена егда рождает, скорбь имать, яко прииде год ея: егда же родит отроча, к тому не помнит скорби за радость, яко человек родися в мир. ...В мире скорбни будете , но егда узрю вы, возрадуется сердце ваше, и радости вашея никто же возмет от вас» (Ин.16:21–22, 33). Но как бы ни была утешительна радость эта, которую вы теперь чувствуете в сердце своем, все-таки она ничтожна в сравнении с тою, про которую Сам Господь устами Своего апостола сказал, что радости той ни «око не виде, ни ухо не слыша, ни на сердце человеку не взыдоша благая, яже уготовал Бог любящим Его» (1Кор.2:9). Предзадатки этой радости даются нам теперь, и если от них так сладко, хорошо и весело в душах наших, то что сказать о той радости, которая уготована нам, на небесах, плачущим здесь, на земле?"
![]() Святогорская Лавра
"Хотя в таинстве крещения христианин и получает прощение всех грехов своих, но в последующей жизни в непрерывной борьбе с грехом не обходится без временных поражений, падений, отступлений – под влиянием внешних соблазнов и собственных страстей. Потому-то и нуждается каждый верующий в частом, по возможности, исповедании своих грехов. Но что должно особенно нас подталкивать к покаянию? Какого рода мысли и рассуждения призывают верующего скорее спешить прибегнуть к этому святому таинству? Это те духовная мука, боль, страдание, которые вызывают в душе всякий грех и всякое прегрешение; как больной зуб иногда своей заунывной болью лишает человека возможности мирно совершать свои дела, но всего его истомляет и мучает, лишает сна и покоя, так и греховная заноза в душе всю жизнь человека омрачает, лишает его духовной радости, мира, благорасположения. Часто соделанный умом грех не вспоминается, даже едва ли осознается как грех, а душа чутко помнит, ощущает в себе яд его, томится, страдает, болезнует, и весь человек исполняется какой-то тоской, тревогой, унынием.
Накопившиеся грехи и прегрешения, не снятые с совести (не только крупные, но и многие мелкие), тяготят ее так, что человек начинает чувствовать какой-то необычный страх, ему все начинает казаться, что с ним вот-вот должно произойти что-то дурное, то вдруг он впадает в какие-то нервные срывы, раздражения, ощущает частое беспокойство, не имеет внутренней твердости, как бы не способен владеть собой и т.п. Часто причины всего происходящего сам он не понимает, а она в том, что на совести человека – неисповеданные грехи.
![]() Фрагмент иконы "Страшный суд". Греция; XVI в. По милости Божией эти скорбные ощущения и напоминают нам о них, чтобы мы, озадаченные таким бедственным состоянием души своей, пришли к сознанию необходимости исторгнуть из нее весь яд, т.е. обратились к св. таинству покаяния и этим бы избавились от всех тех мук, которые ожидают после Страшного суда Божия всякого грешника, неочистившегося здесь, в этой жизни. То, что грех уже до Страшного суда так мучает, жжет, томит человека, само за себя говорит, что свойство греха есть мучить, терзать, грызть, жечь, изводить, истаивать душу; и там, где окажутся грешники со своими грехами после кончины мира, это свойство греха расширится и усугубится бесконечно; так что это томление сейчас, здесь, на земле, – только мягкое предупреждение, вразумление, напоминание душе о вечных муках грешников."
В своей брошюре "О тайных недугах души" он подробнее останавливается на этом вопросе: "С покаяния открывается для уверовавшего дверь в церковный мир, только через покаяние откроются ему райские врата." На страницах книги вы можете прочесть о многих подвижниках, которые не отчаявались, но прилагали труд к труду, не оставляли ни на минуту заботу о душе своей и никогда не теряли бодрости, решимости бороться до конца. При этом они имели и внутренний духовный мир и радость духовную, которой так часто лишен современный человек. ![]() В. П. Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры» (1905) |